Четверг перелом

С четверга, недаром
называвшегося «широким», масленичный
разгул развертывался во всю ширь. Весь
народ участвовал в возведении и взятии
снежного города, наблюдал за конскими
бегами, в кулачных боях (кулачки)
ведущие свое начало из Древней
Руси. Были в них и свои строгие правила.
Нельзя было, например, бить лежачего
(помните пословицу “лежачего не
бьют”), вдвоем нападать на одного
(двое дерутся – третий не лезь), бить ниже
пояса или бить по затылку. За нарушение
этих правил грозило наказание. Биться
можно было “стенка на стенку” или
“один на один”. С удовольствием
наблюдал такие бои и сам Иван Грозный.
Для такого случая это увеселение
готовилось особенно пышно и торжественно.
Масленица-пышка
на улицу вышла,
На гору катиться, с
ребятами драться!
Ребята – дураки,
нажимали кулаки,
Нажимали кулаки все
на Масленицы на боки!
В некоторых городах
с четверга начинали калядовщики петь
«коляду». Люди ходил по домам с бубнами,
рожками и балалайками для поздравления
с праздником: «Прикажи, сударь-хозяин,
коляду пропеть». За колядские песни
колядовщиков угощали пивом и награждали
деньгами.
Пятница
– тещины вечерки.
Тещины вечерки
могли устраиваться не только в пятницу,
но и в среду. Но если в среду зятья гостили
у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали
«тещины вечерки» – приглашали тещ на
блины. Званая теща (существовал и такой
обычай) «обязана была прислать с вечера
все необходимое для печения блинов»:
таган, сковороды, половник, кадушку для
опары, а тесть присылал мешок гречневой
крупы и коровье масло. «Неуважение зятя
к этому обычаю считалось бесчестием,
обидой и было поводом к вечной вражде
между ним и тещей».
Суббота – золовкины посиделки.
На золовкины
посиделки молодая невестка приглашала
своих родных к себе. Если золовки были
еще в девушках, тогда невестка сзывала
старых своих подруг-девиц; если они были
выданы замуж, тогда она приглашала родню
замужнюю и со всем поездом развозила
гостей по золовкам. Новобрачная невестка
обязана была дарить своих золовок
подарками. Также в субботу в некоторых
губерниях дети строили на реках, прудах
и полях снежный городок с башнями и
воротами. После своей работы они
разделялись на две стороны, одна принимала
на себя охранять городок, другая должна
была отбоем занять его. После сего
начиналось всеобщее угощения и с песнями
возвращались домой.
Воскресенье
– проводы (целовальник, прощеный день).
Прощеное воскресенье,
как правило, начиналось с посещения
кладбищ, там просили прощение у покойников.
А для новобрачных этот день знаменовался
посещением родных, молодые ездили
отдаривать тестя с тещею, сватов и дружек
за свадебные подарки. Здесь кроме
подарков, приносились и пряники,
испещренные узорами и надписями. Прощание
между родными и знакомыми происходило
вечером. Прощаться приходили родные к
старшему в роду, бедные к богатым. Так
же в воскресенье устраивали проводы
Масленицы. С утра ребятишки собирали
дрова для костра, чтобы жечь Масленицу:
Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли не
дрова –
Осиновы дрова,
Березовы
дрова!
Подавайте их сюда
На Масленицу,
На
горельщицу!
В подмосковных
селах в воскресенье молодежь вместе с
чучелом Масленицы ездила по деревне до
темноты, с песнями и шумом. А поздно
вечером выезжала на озимь и здесь на
приготовленном костре чучело сжигала.
Калужские девки и бабы разыгрывали
целое представление – похороны Масленицы:
Прощай,
Масленица-вертушка,
Настает великий
пост.
На деревне все приели,
Подают
селедки хвост!
Как на масляной неделе
В потолок блины летели!
И-их!
Уж
ты Масленица, ты обманщица,
Говорила
семь недель, а остался один день!
Прощай, Масленица,
Прощай, красная!
Наступает великий
пост,
Дадут нам редьки хвост.
А мы
редьку не берем,
Кота за уши дерем!
Масленица-ерзовка,
Обманула нас, плутовка!
Оставила
нас На кислый квас,
На постные щи,
На
голодные харчи.
Ай,
Масленица,
Обманщица!
До поста
довела –
Сама удрала!
Масленица,
воротись!
В новый год покажись!
Масленица,
Масленица,
Семенова племянница,
Обманула-провела,
Нагуляться не
дала.
Через семь недель
Будет светлый
день,
Будем пасху святить,
Будем
яйца красить,
Ура!
А масляна, масляна
полизуха!
Полизала блинцы да стопцы,-
На тарельцы.
А мы свою масляну
провожали,
Тяжко-важко да по ней
воздыхали.
«А масляна, масляная
воротися,
До самого Велика дня
протянися!»
У масленичного
костра собиралось всегда много народу,
было весело, звучало много песен. С
Масленицей прощались и в шутку и всерьез.
Подбрасывая солому в огонь, дети усердно
повторяли:
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Молодежь вела себя
более бурно и выкрикивала: – Убирайся
вон, рваная старуха, грязная! Убирайся
вон, пока цела! Кидали в костер блины –
«Гори, блины, гори, Масленица!»; парни,
перемазанные сажей, старались и других
выпачкать, в первую очередь, конечно
же, девушек, а с ними и тещ. В воскресенье
в преддверии великого поста, стремясь
очиститься от всего греховного, люди
просили друг у друга прощения. С той же
целью в прощеное воскресенье ходили на
кладбище, оставляли на могилах блины и
поклонялись праху родных.
О русской масленице
между народом сохранились поговорки,
приметы и загадки:
Ток железный, посад
яровой. (Блин на сковороде.)
На плешь капнешь,
вставишь, попаришь, вынешь, поправишь.
(Пекутся блины.)
Берега железны,
рыба без костей, вода дорога. (Сковорода,
блин и масло.)
Сидит царь-птица
на золотых яичках. (Сковорода на углях.)
«Не все коту
масленица, будет и великий пост».
«Блин не клин,
брюха не расколет».
«Блины брюха не
порят».
Какой день масляны
красный, в такой сей пшеницу.
Если на масленицу
идет снег, будет урожай гречихи.
Масленица –
объедуха, деньгам приберуха.
Не житье, а масленица.
Ищет, где сорок
лет масленица и по три года мелкие
праздники.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Продолжается Масленичная неделя, и “Местное время” рассказывает о названиях и значении каждого ее дня:
- понедельник – Встреча;
- вторник – Заигрыш;
- среда – Лакомка;
- четверг – Разгул;
- пятница – Тещины вечерни;
- суббота – Золовкины посиделки;
- воскресенье – Прощеный день.
Четверг – разгул
Четверг масленичной недели и четвертый день Масленицы – самый разгульный и неистовый из всех семи дней праздника. Его другие названия: Разгуляй, Перелом, Широкий четверг.
Переломом четвертый день Масленицы называли из-за того, что в этот день весна наконец-то вступала в свои законные права.
Также этот день считали временем перемирия. Люди разрешали все конфликты, чтобы вступить в Великий пост без обид и разногласий. Широкий четверг был своеобразным выплеском отрицательной энергии, которая накопилась за зиму.
Традиционно в деревнях и в городах уже с самого утра оставляли всякую работу – сделал, не сделал ли, значения не имело. Начинались гуляния. И чем безумнее и веселее было на улице, тем лучше, считалось, встретили Перелом.
Традиции
Пели песни и частушки под музыку, наговоры под язык самого разудалого, шуточного и даже скабрезного свойства. Задирали соседей, пришлых и прохожих.
Исполнялись сотни самых сумасбродных обрядов и действ, значение которых, зачастую, было непонятно и самим их участникам. Так в некоторых деревнях еще с ночи предыдущего дня готовили чучело козы, обливали водой и оставляли хорошенько промерзнуть. С утра пораньше его ставили на салазки, украшали лентами, малевали яркими красками и весь день возили по улицам – катать встречных людей: удержится человек на скользкой спине или свалится в сугроб.
По улицам во множестве бродили ряженые – соломенные маски зверей, чертей и птиц, шапки из рогожи, костюмы самой невероятной расцветки. Пели и плясали, приговаривали, смешили девок и задирались к парням.
Дрались много и весело. Именно в Разгуляй проходили кулачные бои под наигрыш гармони и свист дудок. Делалось все без злобы – на кураже. Еще проходили различные соревнования, которые завершались шумными пирушками.
Катались на санях, на тройках, устраивали скачки – наперегонки по снегу и льду. И много ели и пили. С обязательным угощением нищих, старых, больных.
Не забывали и о предках. В четверг ходили на погосты – прибирались, украшали родные могилы, оставляли угощение для покойных.
К ночи зажигали костры. Водили хороводы вокруг пламени, пели, пировали, а после прыгали через огонь.
В.И. Суриков “Взятие снежного городка”
Взятие снежного городка
Главное действо Широкого четверга – штурм и взятие снежного городка. Участники перестреливались снежками, а потом шли в рукопашную и рушили высокие белые стены и башни. И не было победителей и побежденных – все оставались в выигрыше.
«Городок» строился на реке, или на площади населённого пункта (города, местечка, села и так далее). Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Ворота могли быть двойными в виде арок — одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка.
Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» — значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом, закидывали снежками. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. После игры победителя «мыли» в снегу. Игра зачастую заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для административных запретов.
В некоторых сёлах за порядком боя при взятии «городка» следил «городничий», он же давал знак к началу боя. В других местах к воротам подъезжал вымазанный сажей «царь», который читал речь, по окончании которой подавал знак к началу взятия городка.
Подготовлено на основе информации из свободных источников
Источник
Церковное название: Сырная седмица (Масленица)
Другие названия: Сырная неделя, Масленая неделя, Масляница, Маслена, Блинница, Мясопуст
Значение: Проводы зимы и встреча весны; подготовка к Великому посту
Традиции:
- Народные гуляния,
- выпекание блинов,
- катание на санках,
- гадания,
- сжигание чучела,
- посещение богослужений в храмах
Масленица отмечается на протяжении семи дней перед датой начала Великого поста, за семь недель до Пасхи. Церковное название праздника – Сырная седмица. Масленица символизирует проводы зимы и встречу весны. Она ассоциируется с блинами и народными гуляниями.
История праздника
История Масленицы уходит корнями в древнеславянские времена, когда люди исповедовали языческую религию. Этот праздник проводил границу между зимой и началом весны. Его празднование начиналось в день весеннего равноденствия (22 марта) и длилось около недели. На Масленицу прославляли природу, землю и продолжение рода, зазывали богатый урожай, вспоминали умерших предков. После распространения христианства духовенство придало празднику новый смысл. Масленица начала называться Сырной седмицей и стала служить подготовкой к Великому посту перед Пасхой. Время ее проведения изменяется в зависимости от даты Пасхи.
Традиции и обряды праздника
Масленица является неделей народных гуляний. Этот период связан с отдыхом и развлечениями перед Великим постом. Большинство традиций празднования пришло с древнеславянских времен. Проводимые на Масленицу обряды сочетают в себе элементы языческой мифологии и христианства. Наиболее популярная традиция – выпекание блинов. У древних славян блины олицетворяли солнце и служили поминальным блюдом. Славянские народы чтят традиции своих предков и готовят на Масленицу это блюдо. В городах устраиваются ярмарки и базары, на которых можно отведать праздничные угощения и принять участие в развлечениях.
Любимые забавы в этот период: катание на санках, качелях, рукопашные бои. Молодые девушки собираются в компании и устраивают гадания. Верующие христиане посещают службы в храмах. В последний день Масленицы происходит ритуальное сожжение чучела. Эта традиция связана с провожанием прошлогоднего урожая и зазыванием плодородия.
Каждый день Масленицы имеет свое имя и ритуалы.
Понедельник – «Встреча». В этот день хозяйки начинали печь блины, первый из которых отдавали нищим для почтения памяти умерших. В некоторых регионах было принято готовить вареники с сыром и сметаной, ватрушки, оладьи. Хозяйки угощали ими приглашенных родственников и гостей.
Жители сел ходили по дворам, держа в руках чучело Масленицы, пели песни. Дети посещали дома, хозяева давали им вещи для дальнейшего сжигания.
На площадях населенных пунктов устанавливались горки, качели.
Утром свекровь отправляла невестку в дом ее родителей, а вечером сама навещала их.
Вторник – «Заигрыши». В этот день молодежь начинала устраивать катания на санках, снежные забавы, соревнования на протяженность спуска с ледяных горок. Проводились смотрины невест.
Среда – «Лакомка». День сопровождался поеданием традиционного блюда – блинов, изготовленных из различных сортов теста с разнообразными начинками. Устраивались блинные соревнования – определяли, у кого они получились вкуснее всего. Также в среду было принято ходить в гости к теще с угощениями.
Четверг – «Перелом Масленицы (Широкий разгуляй)». День был наполнен гуляниями с утра до вечера, вождением хороводов, кулачными боями. Хозяйки пекли изделия из муки в форме птиц. В четверг запрещалось шить.
Пятница – «Тещины вечерки». Зятья угощали блинами своих тещ, которых приглашали в гости нарядные посланники.
Суббота – «Золовкины посиделки». В субботу было принято приглашать в гости золовку (сестру супруга) и вручать ей подарок, а также просто навещать родственников и друзей.
Воскресенье – «Прощеное воскресенье (Проводы, Целовник)». В церквях в воскресенье проходят богослужения, предваряющие Великий пост.
В этот день люди просили прощения, забыть плохие поступки. Ритуал завершался поцелуем и поклоном.
Было принято посещать могилы родственников и приносить им в качестве угощения блины.
Люди парились в банях, чтобы смыть грехи.
Вечером существовала традиция сжигать на окраине деревни чучело Масленицы. Такой обряд символизировал встречу весны.
Масленица заканчивалась уборкой: мытьем посуды, сжиганием остатков праздничной еды.
Что можно кушать на Масленицу
Сырная седмица передует Великому посту, поэтому в праздничные дни для верующих христиан существуют гастрономические ограничения. Последнее воскресенье перед праздничной неделей именуется «мясным». Это последний день, когда разрешается употреблять в пищу мясные продукты. На Масленицу можно кушать рыбу, молочные продукты (молоко, сыры, масло, сметану, сливки), яйца. Считается, что подобный рацион сформировался до распространения христианства. К началу весны у крестьян заканчивался запас мяса и начинался период отела скота. Молочные продукты служили альтернативой белковой пищи.
Приметы и поверья
- Если на Масленицу стоит морозная и ясная погода, то лето будет теплым и дождливым.
- Тот, кто на Масленицу не будет развлекаться и веселиться, проведет год в тоске и грусти.
- Если на Сырную седмицу испечь много блинов, то год будет благополучным и урожайным.
- В середине праздничной недели теще следует угостить зятя блинами, чтобы в доме присутствовали мир и взаимопонимание.
- Тонкие блины на Масленицу предвещают легкую жизнь, а толстые – трудности.
- Масленица – древний славянский праздник, который сочетает в себе элементы языческой и христианской культуры. Всю неделю люди устраивают развлечения, катания на санках, гадания. Популярная традиция и неотъемлемый атрибут праздника – выпекание блинов.
Поздравления
***
С Масленицей мы вас поздравляем!
Праздник пусть вам голову вскружит,
И весны приход пообещает,
И блинами щедро угостит.
На душе у вас пусть станет ясно,
Пусть одарит праздник вас сполна.
Ощутите жизнь – она прекрасна!
Ждите, скоро к вам придет весна.
***
С Масленицей! Крепкого здоровья,
Божьего присутствия в сердцах.
Пусть блинами полнится застолье
С рюмочками красного винца.
Масляна перед постом неделя –
Это символичный переход
К очищенью разума и тела.
Очищайте души от грехов!
Источник
Еще три недели количество инфицированных будет расти активно.
Оптимистичный и не очень прогноз по ситуации с коронавирусом в России дали специалисты. Так, если следовать оптимистичному прогнозу вирусологов, рост заболеваемости продлится еще три недели и пойдет на спад. Неоптимистичный прогноз обещает продолжение роста вплоть до Нового года. При этом статистика отмечает пик показателя заболеваемости, который был достигнут накануне. 7 октября оперативный штаб по предупреждению распространения коронавируса в России назвал 11 115 новых случаев заражений, что соответствует майскому показателю. Как и тогда, лидирует Москва по количеству новых случаев, за ней следует Санкт-Петербург и Подмосковье.
В то же время вирусологи снова в раздумьях и не решаются дать четкие прогнозы. Причем, директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний им. Е.И. Марциновского Александр Лукашев говорит, что весной тоже рассчитывали плато, снижение, но ошиблись.
«Поэтому, даже если показатели неделю будут держаться на одном уровне, не факт, что это будет плато», — сказал вирусолог «Известиям».
Лукашов обратил внимание на то, что сейчас цифры по количеству инфицированных ничем не отличаются от весенних, но разница заключается в том, что тогда «мы росли с нуля, а сейчас с изначально высокого плато».
Время роста с одного заболевшего до тысячи такое же, как с тысячи до миллиона, поэтому суточный прирост сейчас большой, но относительная скорость сопоставимая, уточнил специалист. Обычно сезон гриппов и ОРВИ заканчивается в апреле-мае, но при продолжении той динамики, которая есть сейчас, у россиян уже сформируется высокая иммунная прослойка.
«Прогнозировать пик невозможно, но я считаю, что до Нового года перелом все-таки случится», — заявил директор института.
Вакцинолог Евгений Тимаков относит себя к разряду оптимистов, во всяком случае его прогноз не такой удручающий. Инфекционист полагает, что заболеваемость будет расти еще три недели, не больше.
«В первую очередь сегодня заболевают те, кто находился на строгой изоляции и соблюдал масочный режим, а сейчас расслабился. Нарушение масочного режима у нас было где-то в течение месяца. Потом власти взяли ситуацию под контроль, отправили людей на дистанционную работу, а школьников — на каникулы, таким образом разгрузив транспортные узлы и офисы. И примерно через три недели всё должно стабилизироваться и пойти на уменьшение», — высказал свой взгляд на ситуацию Тимаков.
При этом он не стал скрывать, что процесс снижения количества заболевших будет долгим и может протянуться до конца января. Медик предостерег население: в случае, если после каникул и месячного режима дистанционной работы россияне снова начнут пренебрегать мерами безопасности, то рост возобновится.
Однако на этом фоне странно ведут себя столичные власти. С одной стороны, они заявляют, что не собираются вводить всеобщую самоизоляцию, как это было весной. В частности, пресс-секретарь депутата Мосгордумы Сергея Савостьянова категорически отрицает, что столичный парламент рассматривает введение дополнительных ограничений. С другой стороны, ограничения уже начали вводить. Так, по рекомендации мэра Москвы Сергея Собянина гражданам старше 65 запрещено выходить из дома, в театрах даже проводят своеобразные «облавы» по выявлению пенсионеров. Помимо этого работодателям рекомендовано отправить на «удаленку» чуть ли не половину сотрудников, в противном случае будут штрафовать. И наконец, появилась информация о введении цифровых пропусков для передвижения по городу. Некоторые эксперты вообще подозревают столичного мэра в том, что тот готовится ужесточить ограничительные меры. А кто-то и вовсе намекают на то, что Собянин манипулирует цифрами роста ради лоббирования вакцинации. Тем более, что столичный градоначальник постоянно говорит о том, что ситуация ухудшается с каждым днем, одним словом, нагнетает.
Примечательно, что сейчас заговорили об изменении критерия показателей заболеваемости. Как рассказал изданию член комитета Госдумы по здравоохранению Борис Менделевич, главным сейчас является не количественным показатель инфицированных, а число тяжелых случаев течения болезни, количество свободных коек и свободных аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ), на процент смертности.
«Обобщая, можно сказать, что всё зависит от нагрузки на систему здравоохранения», — сказал Менделевич.
Депутат тоже отрицает введение жестких ограничительных мер. Главное, чтобы система здравоохранения справлялась, тогда и ограничительных мер не понадобится, уверен Менделевич.
В свою очередь главный врач московской больницы №71 Александр Мясников рассказал про две болезни, которые вызывает коронавирусную инфекция, которые он условно назвал «Ковид-1» и «Ковид-2».
«Для понимания сущности проблемы правильно говорить, что мы имеем дело с двумя болезнями. Ковид-1: им переболеют 90 процентов зараженных, у которых есть симптомы. У 40 процентов и более их нет. Это обычное острое респираторное заболевание. Еще до пандемии 30 процентов всех ОРЗ вызывалось коронавирусами. Не новым, а нашими старыми добрыми человеческими коронавирусами, коих мы знаем четыре разновидности», – написал врач в своем Telegram-канале.
Александр Мясников напомнил, что медикам эти «коронавирусы» известны уже 80 лет, которые, к слову сказать, тоже перешли к людям от летучих мышей. А вот «Ковид-2» – это уже вирусная пневмония. Доктор говорит, что встречается этот вид намного реже, чем бессимптомное носительство и ОРЗ.
«Тут прогноз зависит от степени поражения легких и резервов организма к сопротивлению. При этом вирусная пневмония может быть вызвана и «человеческими» коронавирусами», – отметил Мясников.
Источник