Челябинские переломы
“Челябинский тарифный перелом”:
вековая война с сибирским зерном
Ещё более ста лет назад умные люди поняли, что самым эффективным инструментом, позволяющим “поставить на место” сибирских крестьян, являются железнодорожные тарифы. Пример челябинского заградительного зернового тарифа ясно показывает: за минувшие сто лет во взаимоотношениях Сибири и остальной России принципиально не изменилось ничего.
В 1891 году в европейской части России разразился страшный голод, вызванный засухой и неурожаем. В Поволжье и Центрально-Черноземном регионе только по официальным данным погибло полмиллиона человек. Избежать ещё больших жертв позволила масштабная продовольственная помощь со стороны сибирских губерний: крестьяне Сибири безвозмездно отправили за Урал тысячи обозов зерна и муки, кроме того, специальные уполномоченные из голодающих регионов закупали хлеб в сибирских деревнях.
А уже в следующем, 1892 году, на Алтай прибыли хлеботорговцы из Казани, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Тюмени. Они приобрели крупные партии сибирского зерна – всего около 2 миллионов пудов – и водным путём, на пароходах, отправили его в Санкт-Петербург, а затем за границу. Так началось то, что современники назвали “сибирская хлебная горячка”. В течение последнего десятилетия 19 века зернопроизводители Сибири стали активными игроками как на российском, так и на международном зерновых рынках. Одним из главных факторов бурного развития сибирской зерновой торговли стало строительство Транссибирской магистрали. Уже в 1897 году из Сибири было вывезено 27,3 миллиона пудов зерна, из них 11,8 млн ушло на экспорт. При этом потенциал нашего региона был в разы больше: по подсчётам правительственной комиссии, на следующий, 1898 год излишек зерна в Сибири достигал 64 миллионов пудов.
Естественно, что на европейских рынках сибирское зерно стало опасным конкурентом кубанского и центрально-чернозёмного зерна. Тем более, что там и без сибиряков было тесно: именно на 90-е годы 19 века пришлась масштабная экспансия в Европу дешевого зерна из США. И на сибирских зернопроизводителей быстро нашли управу – своеобразную “внутреннюю таможню”. Это печально известный “челябинский тарифный перелом“, который действовал в отношении сибирского зерна с 1896 по 1911 годы.
Суть этой дискриминационной меры была такова. В железнодорожных грузовых перевозках царской России действовал “понижательный” тариф: чем дальше был адресован груз, тем дешевле обходилась каждая пройденная верста. Однако, для зерна, следовавшего по Транссибу из Западной Сибири, в Челябинске все накопленные скидки обнулялись, и тариф на транзитный сибирский хлеб начинали отсчитывать заново, как если бы зерно отправляли из этого города. В результате после введения “челябинского перелома” тарифная ставка, к примеру, на провоз зерна от Омска до Киева увеличилась сразу на 7,5 копеек за пуд, а от Новониколаевска до Москвы – почти на 9 копеек за пуд. По тем временам — очень серьёзные деньги, повлиявшие в итоге на всю экономику сельхозпроизводства в дореволюционной Сибири.
“Северная ссылка” сибирского зерна
Главными лоббистами решения “запереть” сибирское зерно с помощью жд тарифов историки традиционно называют конкурентов — помещиков Центрально-Черноземной зоны, Поволжья и Краснодара, которым сибирское зерно было настоящей костью в горле. Ходили слухи и о каких-то умопомрачительных суммах взяток, которые зерноторговцы якобы занесли “куда надо” за тарифную дискриминацию сибиряков. Не стоит также забывать, что многие члены царского правительства сами были очень крупными землевладельцами, и зерно из Сибири затрагивало их личные финансовые интересы. Персонально автором идеи “челябинского тарифного перелома” считают тогдашнего премьер-министра Сергея ВИТТЕ.
Однако говорить, что повышение тарифов имело основной целью просто “перекрыть кислород” сибирским аграриям, было бы не совсем справедливо. Дело в том, что уже в середине 90-х годов позапрошлого века власти стали активно прорабатывать идею альтернативного пути сибирского зерна в Европу. Этой альтернативой, по задумке чиновников, должен был стать Север России.
Экспорт через мурманские и архангельские порты, согласно этой концепции, позволил бы не сталкивать лбами сибирских зерновиков с поволжскими и краснодарскими в южных портах России. Сергей Витте со свойственной ему энергией и хваткой стал воплощать идею в жизнь: к 1899 году было построено специальное ответвление Транссиба – железнодорожная ветка от Перми до порта Котлас на Северной Двине. «Давая выход сибирским хлебам на мировой рынок через Архангельский порт, дорога Пермь – Котлас обеспечит сибирскому земледелию возможность широкого развития без неблагоприятного влияния на сельское хозяйство Европейской России» – писал Витте в те годы.
Котласская ветка длиной в 812 километров обошлась казне в фантастическую сумму – 40 миллионов золотых рублей, на нынешние деньги это около 500 миллионов долларов. Сразу же на этом “северном обходе” были введены и льготные тарифы на провоз зерна – в полтора раза ниже челябинских. Итак, все условия, чтобы зерно из Западной Сибири устремилось не в Питер или Азов, а в Архангельск, вроде бы были созданы. Однако, ожиданий “северный зерновой путь” так и не оправдал. Прежде всего, северные порты были гораздо хуже оборудованы, чем вывозные пункты по западному периметру России. Кроме того, требовалась перегрузка хлеба с железной дороги на водный путь, а затем новая перевалка грузов в Архангельске. А ещё из-за длительного замерзания Северной Двины сибирскому зерну приходилось зимовать в Котласе, что ещё более увеличивало итоговые транспортные расходы. К примеру, средняя стоимость доставки пуда зерна из Барнаула в Лондон составляла не менее 53-54 копейки. При средней лондонской цене пуда пшеницы 97 коп. и местных ценах 40 коп. на долю продавца приходилось всего 3-4 коп.
Лишь к 1910 – 1912 годам, незадолго до отмены “челябинского тарифного перелома”, архангельское направление сибирского зернового экспорта заняло существенную нишу в общем объёме зернового экспорта – в среднем 35-37 процентов. Главным же экспортным портом для сибирских зернопроизводителей по-прежнему оставался Санкт-Петербург, несмотря на все тарифные препоны.
“Подъёмные” для Урала?
В связи с “челябинским тарифным переломом” называют ещё одну знаковую для России конца 19 века фамилию – Владимир ПОКРОВСКИЙ, бывший городской голова Челябинска, крупнейший уральский предприниматель, как сказали бы сегодня – “аграрный олигарх”. Хозяйство Покровского считалось одним из самых передовых в России: здесь развивали суперсовременный на тот момент четырёхпольный севооборот, производили элитные улучшенные сорта семян. Хозяйство было оснащено самой передовой по тем временам техникой, мельницы и маслобойни Покровских считались лучшими на Урале. Но главное – у Покровского был самый могущественный личный друг и покровитель, которого только можно себе представить. Да-да – тот самый министр финансов, министр путей сообщения, а затем и премьер-министр России Сергей Юльевич Витте. Именно после визита Витте к своему уральскому другу в 1896 году был введён тарифный перелом.
В последующие годы огромные массы дешевого сибирского зерна начали оставаться в Челябинском уезде. Это дало толчок бурному развитию на Южном Урале животноводства, маслоделия и мукомольного бизнеса. Выгоду получали все районы в радиусе двухсот верст от Челябинска. А чтобы избежать «наложения на тариф», в Челябинский уезд многие иногородние предприниматели стали переводить свои капиталы, в том числе и из Екатеринбурга.
Мало того, в эти же годы в Перми началось возведение огромного по тем временам промышленного объекта — спиртоочистительного завода министерства финансов . Главным сырьём для завода стала, разумеется, сибирская пшеница. Подсчитано, что из 10 миллионов пудов сибирского зерна получалось 250 миллионов бутылок водки-“монопольки”, что давало бюджету страны 75-100 миллионов рублей чистого дохода в год. Так что вполне возможно, что “тарифная война”, объявленная сибирскому зерну, преследовала не только частные, но и высокие государственные интересы…
Последствия: застойные явления
Постепенная отмена драконовского тарифа началась в 1910 году и сопровождалась бурными дебатами как среди аграриев, так и во власти. Вопрос об отмене «перелома» был рассмотрен в созванном при Министерстве финансов Особом совещании по пересмотру тарифов на перевозку хлебных грузов. Отмены тарифа настоятельно требовали сельские хозяева степных областей Сибири, биржевых комитетов ряда портовых городов , представители волжского судоходства.
Требования отмены перелома были подкреплены существенными доводами, в числе которых не последнее место заняла проблема экономической помощи от Сибири в период неурожайных для Центральной России лет. В свою очередь, упорными защитниками тарифа выступили представители мукомольной промышленности южного и волжского районов, Кременчугский, Рижский и Екатеринбургский биржевой комитеты, Балашовская хлебная биржа. Они считали, что отмена Челябинского тарифа может нанести непоправимый урон сельскому хозяйству Европейской России.
Итогом совещания стала резолюция «признать в принципе перелом тарифных схем для сибирского хлеба в Челябинске надлежащим отмене», но вместе с тем подчёркивалось – «признать неприемлемым с отменою Челябинского тарифа простое распространение общей схемы на перевозку сибирского хлеба в Европейскую Россию». Из-за столь неопределенного решения Челябинский перелом сохранялся до августа 1911 года.
О влиянии “челябинского тарифного перелома” на судьбу сельского хозяйства Сибири историки спорят до сих пор. С одной стороны, каких-то катастрофических последствий заградительный тариф не произвёл: зерно по-прежнему активно вывозилось из Сибири, на долю нашего региона в отдельные годы приходилось три четверти всего экспортируемого Россией хлеба. Мало того, статистика свидетельствует, что самые большие поставки сибирского зерна на Запад – 243,5 миллиона пудов – пришлись на пятилетие 1906 – 1910 г.г. Так что “уральский барьер” сибирскими крестьянами всё-таки преодолевался, и довольно успешно.
Но однозначно можно говорить, что “челябинский перелом” стал серьёзнейшим тормозом в развитии аграрной отрасли Сибири. За 16 лет действия тарифа экспорт сибирского хлеба вырос всего лишь на 21%. И это в условиях широкой столыпинской колонизации региона , и бурного развития сельского хозяйства. Спутниками жизни сибирского агрария стали регулярные кризисы перепроизводства зерна и обвалы закупочных цен: до 10-12 копеек за пуд ржи и до 20 копеек – за пуд пшеницы, при закупочных ценах в Европейской части России в 70 – 75 копеек за пуд. Колоссальный аграрный потенциал Сибири был если не “погашен”, то уж точно не реализован в должной мере.
А главное – “челябинский перелом” стал символом и вечной моделью государственной политики в отношении сельхозпроизводителей Сибири: сибирский крестьянин – это спаситель в трудный час, а в остальное время – ненужный и незваный гость на аграрных рынках, тот самый “чемодан без ручки”. Как он живёт, чем – власти непонятно, да и, если честно, не очень интересно. “Главное – накормить страну и сохранить зерновой баланс”…
Кто знает, может быть, после отмены перелома зерновая Сибирь и развернулась бы на полную мощь, став наряду с Кавказом и Ростовом полноценным – и постоянным – участником большой рыночной зерновой игры. Но — уже через несколько лет страна завалилась в штопор очередной революции и гражданской войны, и всем стало не до сибирских крестьян с их проблемами. В который уже раз…
*****
«Казалось бы, положение дел требует со стороны правительства самого заботливого отношения к экспорту сибирского хлеба, установления льготных железнодорожных тарифов, но здесь наблюдается совершенно обратное явление… Из боязни, что сибирский хлеб может наводнить внутренние рынки России и понизить хлебные цены, правительство установило для сибирского хлеба, идущего на запад, — на внутренние и международные рынки — своего рода тарифные запруды в Челябинске — так называемый тарифный перелом. При таких условиях сельское хозяйство является совершенно невыгодным, поэтому земледелие в Сибири развивается далеко не в той степени, какую можно было ожидать, учитывая переселенческое движение», –
Степан Васильевич Востротин, сибирский золотопромышленник, общественный деятель, депутат III и IV Государственной думы от Енисейской губернии, 1905 год
*****
Вот что писала одна из сибирских газет в 1909 году:
“Орловские помещики взволновались. Телеграф сообщает, что Орловское губернское земское собрание постановило ходатайствовать о сохранении перелома тарифа в Челябинске. Привыкшие ходить на помочах покровительственной системы, орловские помещики испугались отмены перелом, так как она удешевит на 5—10 копеек пуд сибирского хлеба, и следовательно удешевит и хлеб орловских помещиков.
Все это вполне понятно, так как производителями хлеба для рынка являются главным образом помещики, крестьяне же выбрасывают на рынок только излишки в годы урожая. Вздутие цен на хлеб таким образом, всегда выгодно одним помещикам и только в годы обильных урожаев оно полезно для крестьян.
Совсем другая картина в Сибири. Помещиков у нас нет. Единственными поставщиками на внешний рынок хлеба являются крестьяне, причем излишки хлеба у сибирских крестьян выражаются в сотнях миллионов пудов. В Сибири, таким образом, поднятие цен на хлеб отражается в благоприятном смысле на бюджет всего населения, тогда как в Европейской России это поднятие цен всегда выгодно только помещикам. Уже самое выступление орловского земства с таким «ходатайством» является показателем того взгляда на Сибирь, какого придерживаются господа помещики Европейской России”.
*****
Тарифные ставки на провоз зерна из Западной Сибири 1896 – 1911 гг.
Отрезки пути “без перелома” “с переломом” Разница Курган-Киев 34,71 39,31 4,6 Омск-Киев 41,01 48,32 7,31 Омск-Ревель 42,6 49,43 6,83 Омск-Рига 44,51 50,9 6,39 Омск-Мурман 38,84 47,04 8,2 Новониколаевск-Елец 40,29 49,17 8,88 Новониколаевск-Москва 40,86 49,57 8,71
Источник
ЧелЯбинский тарИфный перелОм, спец., исключит. тариф, установл. за провоз сиб. хлебных грузов через Чел. с В. на З. Введен прав-вом в 1896. По существовавшей на рус. ж. д. дифференцированной системе тарифов на перевозки, чем дальше был адресован груз, тем ниже была оплата за пудо-версту. По Ч. т. п. устанавливался иной порядок исчисления провозной оплаты. На хлебные грузы, следовавшие дальше на З., тариф насчитывался заново, как если бы зерно отправляли из Чел. Принятие фиктивности перегрузки в Чел. сиб. грузов как расчетной основы для начисления тарифа придавало ему характер внутр. таможенных пошлин и вело к удорожанию сиб. хлеба на 10–12 коп. за пуд. Тарифный перелом был принят для защиты интересов центр. земледельч. районов страны путем закрепления за ними ближайших внутр. рынков и ограждения от конкуренции с поставщиками дешевого сиб. зерна. Тарифный перелом был выгоден для районов Зауралья, располож. к Ю. от Чел., и ближайших районов в радиусе 100–150 км от него, где до 1911 не было железной дороги. Тарифный перелом стимулировал развитие муком. дела в Чел. Стремление избежать “наложения на тариф” привело к миграции в чел. муком. район капитала из др. районов, в частности из Екатеринбурга. Чел. превратился в крупнейший центр хлеботорговли и муком. пр-ва. За бурный рост и витающий над городом дух наживы Чел. прозвали “Зауральским Чикаго”. Одна за др. здесь были построены 6 крупчатых мельниц. Возникла торг. биржа, занимавшая среди городов Зауралья и Сибири 1-е место по обороту хлебных сделок. В городе обосновались крупные рос. купеч. конторы для закупки и продажи хлеба на внутр. рынке (концерн Стаханова, фирмы Холодова, Павлова, Н. М. Крашенинникова, Кандакова, Чиркова и др.) и 22 иностр. фирмы для закупки и экспорта пшеницы: “Луи Дрейфус и Ко” (Франция), “Миллер Лидес” (Германия), “Вальяно” (Италия). Из Чел. зерно вывозили также в Голландию, Бельгию, Финляндию. Хлеботорговцев привлекала не только низкая цена, но и высокое качество твердых сортов сиб. пшеницы. В 1913 на ст. Челябинск было отгружено более 10 млн пуд сиб. хлеба. Транзитом же через станцию прошло в неск. раз больше. Вокруг Ч. т. п. постоянно велись споры. Мукомолы Сибири добивались его отмены, а в центре России ратовали за его сохранение. С 6 янв. 1907 тариф на провозимую муку был повышен (прежде существовал единый тариф на провоз зерна и муки). 24 сент. 1909 на собр. Чел. биржевого к-та большинством голосов было принято решение ходатайствовать об отмене перелома. Командное место в хлеботорговле заняли крупные фирмы, в т. ч. иностр., к-рым тарифный перелом был уже невыгоден. Мелких и ср. фирм, выступавших против отмены, оказалось меньше. В 1910 4-й Всерос. съезд представителей биржевой торговли и с. х-ва подавляющим большинством голосов высказался за отмену перелома в Чел. Тарифный перелом стал препятствовать участию Сибири в мировом товарном обращении. К тому же строилась новая ж.-д. ветка Свердловск–Омск через Тюмень, и с ее пуском (в 1913) Чел. уже не являлся единств. “воротами” в Сибирь. Ч. т. п. терял свой смысл. Тарифные органы задерживали отмену перелома, осуществляя его ликвидацию постепенно: с 1 авг. 1911 разница в ценах снизилась на 40 %, с 1 авг. 1912 – на 70 %. С 1 авг. 1913 Ч. т. п. был отменен.
Лит.:Скалозубов Н. К. К вопросу о Челябинском переломе тарифа. Тобольск, 1910; Альбрут М. И. Челябинский тарифный перелом и его влияние на народное хозяйство Зауралья // Учен. зап. Челяб. гос. пед. ин-та. 1957. Т. 3, вып. 1; Шейкин П. В. Купеческий торговый Челябинск. 1891–1917 гг.: (От проведения ж. д. до Великого Октября) // Шейкин П. В. Как рос и развивался наш Челябинск: (Крат. очерк). Ч., 1973. Рукоп.
Источник
★ Челябинский тарифный перелом
Челябинский тарифный перелом – исключительный железнодорожный тариф, установленный Правительством Российской Империи в 1896 – 1913 лет для транспортировки зерна и муки из Сибири на запад через Челябинск.
На РЖД тарифа для перевозки пудо-версту уменьшается с увеличением расстояния: чем дальше был адресован груз, тем ниже была оплата. в Челябинский тарифный перелом установлен иной порядок расчета перевозки на зерновых грузов транзитом через Челябинск на Западе, тариф, там были снова, как будто зерно было отправлено из Челябинска, даже если груз был в пути. фиктивный характер перегрузки в Челябинской сибирских товаров как основа расчета для начисления ставка, дала ему природа домашние обязанности.
1. Введение тарифа трещиноватости. (The introduction rate of fracture)
После отмены крепостного права в Сибирь стали переезжать безземельные крестьяне, которые были привлечены свободные земли, население Сибири росло также за счет других категорий беженцев и ссыльных. В Сибири было налажено производство пшеницы и ржи, однако, несмотря на обилие и низкая стоимость сибирского зерна, это в принципе не экспортируются в европейской части страны из-за отсутствия хорошего транспортного сообщения.
Голод, разразившийся в центральной части России в 1891 – 1892 лет, был толчком к принятию мер по стимулированию экспорта зерна и муки из Сибири на запад от государственных и коммерческих структур, а также для дальнейшего переселения крестьян из европейской части России в Сибирь.
Перед началом строительства Транссибирской железнодорожной магистрали для транспортировки зерна из Сибири были использованы водные пути. большая разница в стоимости зерна в Сибири и на Западе России оперативно увеличить число кораблей с 65 в 1890 году до 105 в 1893 год. В 1892 году на воду в Санкт-Петербурге, а затем были вывезены за границу 2 миллионов фунтов.
Строительство Транссибирской магистрали, начатое в 1892 году из Челябинска на Восток, позволит существенно снизить стоимость перевозки грузов между Сибирью и европейской частью страны. В 1894 году была открыта для движения по трассе в Омск, в 1898 году -. в Иркутск, Челябинск железнодорожный вокзал расположен всего в начале Транссиба, стали “воротами в Сибирь”.
Рост производства зерна в Сибири была столь велика, что современники называли его “хлебной горячкой”. В 1890-х годы зернопроизводителей Сибири удалось стать активными игроками на российском и международном рынках зерна. В 1897 году из Сибири уже было принято 27.3 миллионов пудов зерна, из которых 11.8 миллионов было экспортировано. В период 1900 – 1904 лет в этом году собрано около 200 миллионов тонн зерна, в 1905 – 1909 лет – 320 миллионов фунтов, в 1910 – 1914 лет – уже 380 миллионов фунтов.
Произведенный сибирских крестьян зерно стоило на 25 – 30 % меньше, выращенного в помещичьих хозяйствах центральных регионах России. В то же время в конце XIX века в России сказалось на мировой аграрный кризис перепроизводства зерна во время кризиса, в некоторых провинциях разрушил до 80 % малых и средних поместий.
Для защиты интересов Центральной сельскохозяйственных районах страны, что стало трудно конкурировать с дешевым сибирского зерна, правительство в 1896 году ввел Челябинский тарифный перелом: скидка за расстояние для перевозки зерна по железной дороге “обнулялась” при прохождении через Челябинск. дополнительных сборов привело к возникновению в Сибири до 10 – 12 копеек за пуд и, следовательно, оказывают существенное влияние на экономику сельскохозяйственного производства в Сибири.
В 1907 году был поднят тариф на экспортируемую муку до того, что там был единый тариф на перевозку зерна и муки.
2. Последствия для Челябинска и Урала. (Implications for Chelyabinsk and Ural)
Тарифный перелом был лучшим для районов Урала, расположенный к югу от Челябинска и прилегающих районов в радиусе 100 – 150 км от него, где до 1911 года не было железной дороги. желание избежать “наложения на тариф” привело к миграции капиталов из других регионов, в частности из Екатеринбурга, Челябинска. превратился в крупнейший центр мукомольного производства и hlebotorgovli: было построено и реконструировано множество фабрик и торговых фондовая биржа заняла первое место в стране в оборот сделках с зерном были созданы филиалы крупных российских купеческих контор и 22 зарубежных фирм. В 1913 году на станции Челябинск было отгружено более 10 миллионов Сибирский фунтов хлеба, транзит через станцию, прошло в несколько раз больше.
3. Последствия для сельского хозяйства в Сибири. (The consequences for agriculture in Siberia)
Влияние Челябинский тарифный перелом в развитии сельского хозяйства в Сибири-это спорный вопрос. катастрофические последствия защитного тарифа не производится: доля Сибири в отдельные годы составляли до трех четвертей всего российского экспорта хлеба. самые большие поставки сибирского зерна на Запад пришелся на период тарифного перелома.
Впрочем, современники отмечали, что Челябинский излом стало серьезным препятствием в развитии аграрного сектора Сибири. несмотря на удвоение численности населения Сибири, правительством политики, направленной на поощрение переселения в Сибирь и быстрого развития сельского хозяйства, за 16 лет действия экспорт Сибирского хлеба выросли всего 21%. В Сибири были регулярные лавины закупочных цен из-за кризиса перепроизводства: до 10 – 12 копеек за пуд ржи и до 20 копеек за пуд пшеницы закупочные цены в европейской части России в 70 – 75 центов за бушель. В конце концов, сельскохозяйственный потенциал Сибири не был реализован в должной мере.
Из-за защитных пошлин на экспорт зерна, чтобы крестьяне Сибири стало экономически более выгодно развивать в том числе масло кормить зерном скот: не взимается дополнительная плата, сибирская нефть была доставлена на конкурентоспособный продукт. В 1909 – 1913 лет в Сибири 16% мирового экспорта нефти. П. А. Столыпин в 1910 году сказано: “Сибирское масло дает золота вдвое больше, чем вся Сибирская золотодобывающая”.
4. Отмена тарифного перелома. (The abolition of tariff fracture)
На фоне роста производства сельскохозяйственной продукции в Сибири и необходимость экспорта зерна тарифный перелом был стать серьезным препятствием для участия Сибири в мировое товарное обращение. В 1913 году была введена в эксплуатацию железнодорожная линия Екатеринбург – Омск через Тюмень, в результате чего в Челябинске перестал быть единственным “воротами” в Сибири, и перелом тариф бессмысленно. В 1911 – 1913 год Челябинский тарифный перелом был постепенно отменен.
- морской путь и Челябинский тарифный перелом в связи с колонизацией Сибири где, на большом фактическом материале показал, что завышенные тарифные пошлины
- 5 – 88771 – 026 – 8 Янгирова И. С. Челябинский тарифный перелом – статья в электронной версии энциклопедии Челябинск Челябинск Энциклопедия Сост.: В. С
- промышленности Челябинска в 1942 – 1945 годы Гороховские чтения. Материалы пятой региональной музейной конференции. – Челябинск Челябинский государственный
Источник