Бампер перелом судебная медицина пример описания
Судебномедицинская экспертиза переломов длинных трубчатых костей занимает значительное место при исследовании трупов и освидетельствовании живых лиц.
Механизм переломов длинных трубчатых костей и особенности происходящих при них повреждений костной ткани были в основном изучены клиницистами. Однако в литературе не представляется возможным найти ответ на ряд важных с судебномедицинскои точки зрения вопросов, касающихся повреждения костей. Сюда относится определение по характеру и особенностям повреждений длинных трубчатых костей, с какой стороны был нанесен удар и каково было его направление. Вопрос этот имеет важное значение для органов суда и следствия, так как нередко установление истинного положения потерпевшего в момент травмы оказывается возможным только на основании данных судебномедицинской экспертизы.
Судебномедицинских работ, посвященных анализу переломов длинных трубчатых костей, возникших от действия твердых тупых предметов, в доступной нам литературе мы не встретили.
Мы сделали попытку определить признаки, позволяющие диагностировать направление удара по особенностям и характеру повреждений длинных трубчатых костей.
Для изучения особенностей таких повреждений при ударе твердым тупым предметом мы провели 100 экспериментов на неповрежденных конечностях трупов практически здоровых людей, умерших насильственной смертью. Ряд опытов был проведен на конечностях, покрытых одеждой.
Экспериментальные переломы вызывались воздействием разнообразных по форме твердых предметов, удары которыми наносились при различных положениях трупов, в частности при наличии твердой подкладки под конечностью. Учитывались энергия удара, направление и угол действия силы.
Нарушение кости изучалось на месте, затем часть кости, где локализовалось повреждение, выпиливали, освобождали от мягких тканей и изучали дополнительно.
Результаты экспериментов показали, что при ударе твердым тупым предметом по неповрежденной конечности под углом 75—90° к продольной оси кости целость ее нарушается в месте удара с образованием безоскольчатых или оскольчатых переломов.
Мы не отметили влияния формы ударяющего предмета на характер перелома, что, вероятно, можно объяснить наличием мягких тканей (а в ряде экспериментов — и одежды) на конечности, которые как бы
«сглаживают» неровную поверхность предмета, наносящего травму.
Линия (или плоскость) перелома при такогорода повреждениях костей отличается рядом особенностей. В месте приложения силы линия перелома имеет крупнозубчатый характер, на противоположной стороне — мелкозубчатый.
Направление этой линии, как правило, поперечное. На боковых — от места приложения силы — сторонах она идет в косом направлении.
Во всех случаях переломов длинных трубчатых костей, возникших от удара твердым тупым предметом под углом 75—90° к продольной оси кости, были обнаружены трещины компактного вещества кости. Эти трещины отходили от линии перелома на боковых (по отношению к пункту приложения силы) сторонах и образовывали с линией перелома веерообразно расположенные углы, открытые к месту удара (рис. 1).
Если такие веерообразные трещины проходили через всю толщу компактного вещества кости и соединялись между собой, это приводило к образованию осколков.
Рис. 1. Безоскольчатый перелом бедренной кости. Веерообразные трещины на боковой от места удара стороне.
Стрелкой указаны направление и место удара.
Осколки, имеющие многоугольную (в профиль — треугольную) форму, всегда находились в месте приложения силы. Осколки же полулунной формы располагались, как правило, только на боковых (по отношению к месту удара) сторонах и образовывались за счет пересечения веерообразной трещины с линией перелома (рис. 2).
Рис. 2. Оскольчатый перелом плечевой кости. Стрелкой указаны направление и место приложения силы.
Указанные особенности переломов длинных трубчатых костей (характер зубчатости линии перелома, веерообразные трещины, локализация осколков и их форма), возникших от удара твердыми тупыми предметами, с достаточной четкостью выявлять при рентгеновском исследовании. Это позволило проверить данные наших экспериментов не только при судеономедицинских исследованиях трупов, но и в случаях освидетельствования живых лиц, перенесших травму длинных костей конечностей.
При экспертизе в случаях травмы длинных трубчатых костей твердыми тупыми предметами мы всегда обнаруживали все признаки, которые были выявлены при экспериментальных исследованиях, что позволяло устанавливать направление действия механической силы. Материалы дела, которые, как правило, мы получали после производства экспертиз, во всех случаях подтвердили наши заключения относительно условий возникновения повреждений, в частности о направлении действия механической силы. В качестве иллюстрации практического использования полученных нами данных приводим следующую экспертизу.
В апреле 1958 г. нам пришлось участвовать в экспертизе по поводу эксгумации трупа гр-на Н., 46 лет.
12/XI 1957 г. гр-н Н. был доставлен в бессознательном состоянии в больницу, где, не приходя в сознание, вскоре умер. Шофер, доставивший потерпевшего, на предварительном следствии показал, что он ехал на машине по шоссе и неожиданно увидед сидевшего на дороге человека с вытянутыми в сторону правой обочины дороги (по ходу машины) ногами. Шофер предпринял энергичную попытку свернуть вправо, но при этом, как ему показалось, он переехал через левую ногу сидевшего на дороге человека. Очевидцев происшествия не было.
При судебномедицинском исследовании трупа обнаружена ушибленная рана кожных покровов в правой теменной области; множественный перелом 12 ребер слева; разрыв левого легкого; левосторонний гемоторакс; оскольчатый перелом костей левой голени на -границе средней и нижней третей. Осколки располагались с наружной стороны; на передней и задней поверхностях большеберцовой и малоберцовой костей вее- робразные трещины, образующие с линией перелома углы, открытые кнаружи. На внутренней стороне линии переломов мелкозубчатые, идут в поперечном направлении; на наружной — крупнозубчатые.
Характер повреждения костей левой голени абсолютно исключал переезд через ногу при том положении потерпевшего, о котором говорил шофер.
Экспертной комиссией было дано заключение, что повреждения, обнаруженные при исследовании трупа, могли возникнуть от удара тупыми предметами, возможно, частями движущегося автотранспорта, слева, и не могли возникнуть при обстоятельствах, указанных шофером, доставившим пострадавшего в больницу.
Следствием было установлено, что покойный был сбит незадолго до этого проходившей встречной грузовой автомашиной.
Наши экспериментальные данные и практические наблюдения позволяют считать, что в случаях травмы длинных трубчатых костей представляется возможным при учете других повреждений судить о направлении действия внешнего насилия — удара тупым твердым предметом: 1) в пункте приложения силы осколок кости имеет многоугольную форму, линия перелома — выраженную зубчатость; 2) на стороне, противоположной месту удара, линия перелома имеет мелкозубчатый характер и идет в поперечном направлении; 3) на боковых по отношению к месту удара сторонах возникают трещины компактного вещества кости, образующие с линей перелома углы, открытые к месту приложения силы, а также осколки полулунной формы.
Источник
В зависимости от механизма действия автомобиля, как и другого наземного транспорта, образуются характерные повреждения. Вместе с тем они не возникают в один и тот же момент, а протекают по фазам, через короткие промежутки времени. В связи с этим назовем следующие виды автомобильной травмы: 1) от столкновения или удара автомашины с человеком, что иногда называют наездом; 2) от переезда колесом или колесами; 3) от выпадения из движущегося автомобиля; 4) от сдавливания тела между автомашинами или между автомобилем и другими предметами; 5) травма, возникающая внутри автомобиля; 6) комбинированные виды травмы.
Виды автомобильной травмы и механизм их образования по фазам показаны в табл. 9.1.
Виды автомобильных травм и механизм их образования
Таблица 9.1
Виды травм | Фазы травм | Механизм повреждения |
I. Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком |
|
|
II. Травма при выпадении из движущегося автомобиля (пассажира, водителя) |
|
|
III. Травма от переезда (пешехода) колесом автомобиля |
|
|
IV. Травма в кабине (салоне) автомобиля (водителя, пассажира) |
|
|
V. Травма в результате сдавливания тела частями автомобиля и другими предметами |
|
|
VI. Комбинированные виды травмы | Количество фаз определяется комбинациями различных видов травмы | Механизм повреждения определяется комбинациями механизмов в зависимости от видов автомобильной травмы |
Каждый вид автомобильной травмы в соответствии с фазами приводит к образованию разных повреждений, среди которых интерес представляют повреждения, характерные для этого вида, т.е. по которым можно определить механизм образования повреждений.
При травме от столкновения автомобиля с человеком основным является удар передними, боковыми и задними частями машины. Он приводит к образованию повреждений на теле человека и на части автомобиля (это первая фаза столкновения автомобиля). Чаще всего встречается удар передней поверхностью машины: передний край капота, крыло, фары, что приводит к образованию штамп-повреждений, повторяющих форму детали, наиболее плотно соприкасающейся при ударе (рис. 9.1).
Повреждения на теле человека и на части автомобиля образуют контактные повреждения. Например, при ударе фарой возникает округлый крово-
Рис. 9.1. Схема образования повреждений по фазам при фронтальном столкновении автомобиля с пешеходом (из атласа А. А. Солохина с соавторами)
подтек на бедре или ягодице (рис. 9.2), при ударе выступающих деталей с ограниченной поверхностью (болт) — ссадина, точно отображающая размеры этой детали. Характерными, часто образующимися повреждениями при этом механизме являются бампер-повреждения, которые возникают от удара бампером обычно по бедру или голени в зависимости от высоты бампера.
(На поверхности кожи в месте контакта нередко появляется поперечный полосчатый кровоподтек или ссадина, под которой отмечается размозжение мышцы с кровоизлиянием, но главным является бампер-перелом трубчатой кости бедра или костей голени.) Такой поперечный оскольчатый перелом возникает при большой скорости от механизма сдвига,
Рис. 9.2. Кровоподтек округлой формы, причиненный ударом необлицованной фарой
при малой скорости — от сгибания кости. Механизм образования такого перелома показан на рис. 9.3. Схема возникновения «бампер-перелома» нижней конечности: при рассматривании такого перелома сбоку (или рентгенограммы перелома, выполненной в профиль) после сопоставления выделяется отломок клиновидной формы. Основание этого отломка показывает место соударения, а острый конец — направление удара. Бампер-перелом изучается и после выделения осколков костей на трупе, а иногда после выпиливания отломков с последующим соединением. Отмечается высота повреждения от подошвы стоп (как и всех штамп-повреждений), что с учетом толщины подошвы обуви позволяет судить о высоте бампера.
Таким образом, бампер-повреждение помогает устанавливать механизм столкновения, высоту (от наземного покрытия) расположения бампера травмировавшего автомобиля и направление движения в момент удара. При сильном ударе образуются преимущественно прямые переломы костей таза.
Причем в зависимости от направления удара (фронтального спереди, сзади или бокового) возникают переломы костей таза с отклонением отломков и обширным кровоизлиянием в мягкие ткани газа. При ударе от резкого разгибания тела наблюдаются переломы позвоночника в шейном отделе, реже — в верхнем грудном отделе. Удар грузовой машиной или автобусом может привести к образованию разных повреждений на голове, в том числе оскольчатых прямых переломов черепа с кровоизлиянием вокруг перелома и на стороне, противоположной от удара. Удар в грудь обычно ведет к односторонним прямым переломам ребер, при непосредственном ударе возникают переломы и других костей.
Наконец, в этой фазе столкновения, особенно при ударе, возникает комплекс непрямых повреждений вследствие сотрясения тела.
Вторая фаза появляется при действии легкового автомобиля, когда центр тяжести в момент удара приходится ниже центра тяжести тела.
Рис. 9.3. Схема возникновения «бампер-перелома» нижней конечности при наезде автомобиля на пешехода (из атласа А. А. Солохина с соавторами)
При ударе но бедрам или голени возникает поперечный перелом от действия бампера, так называемый бамнер-нерелом. Один из осколков этого перелома имеет клиновидную форму (рис. 9.4).
Рис. 9.4. Бампер-перелом при столкновении пешехода с автомашиной
Удар частями движущегося автомобиля по человеку может привести к забрасыванию его на капот либо на крыло машины, когда он ударяется головой о лобовое стекло или какие-то детали, получая соответствующие им повреждения. Затем наступает третья фаза — отбрасывание тела. Для автомашин вагонного типа и грузовых, которые, ударяя выше центра тяжести, приводят сразу к отбрасыванию тела и падению, — это вторая фаза (для легковых машин — третья). В зависимости от характера грунта, локализации повреждений и силы удара при падении возникают ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны на выступающих частях лица и головы, переломы только на одной подошве.
В третьей (или четвертой — для легковых машин) фазе скольжения тела по грунту наблюдаются обширные, иногда полосчатые осаднения с параллельными царапинами вдоль движения, по которым можно установить направление передвижения тела. На одежде при ударе могут быть загрязнения, повторяющие форму ударной поверхности части автомобиля, при скольжении — следы истирания от трения в виде истончения, разрывов ткани с поперечными по отношению к направлению движения складками. Интерес представляют следы скольжения на подошве, по которым можно судить о положении потерпевшего, направлении удара, стоял ли он в момент удара или шел (когда след отображен на одной из подошв). Причем выраженность следов скольжения зависит от плотности поверхности дороги и характера подошвы.
Рис. 9.5. Отпечаток протектора на пиджаке при переезде автобусом
Травма от переезда колесами автомобиля встречается чаще в комбинации с ударом или иным механизмом. Она также возникает по фазам, хотя и менее выраженным. Первая фаза — это удар и трение колесом, затем (при перекатывании через тело и сдавливании его) протаскивание тела по грунту.
Специфичными являются следы загрязнения на одежде и теле человека, а также повреждения на коже, оставляемые колесом в виде отпечатка его протектора (рис. 9.5).
Они имеют большое судебно-медицинское значение, поэтому требуют осторожности при снятии одежды и перевозке трупа, так как рисунок этих загрязнений может быть потерян. На коже рисунок сохраняется в виде ссадин или загрязнений от сдавливания выступающих частей колеса или отпечатков в виде кровоподтеков, в виду того, что кровь перемещается в места, соответствующие углублениям протектора. След протектора показывает и положение потерпевшего в момент переезда (рис. 9.6). Значение следов протектора — в доказательстве переезда, в установлении направления движения и локализации переезда, в предположении марки автомашины. Для этого требуется правильная фиксация особенностей следа путем масштабного фотографирования, описания, сохранения одежды, а затем назначение криминалистической автотехнической экспертизы, благодаря которой при помощи фотосовмещения или фотоналожения может быть решен вопрос о тождестве предполагаемой машины.
Рис. 9.6. Протектор (справа) и след в виде ссадин на внутренней поверхности правого плеча
Характерными повреждениями при переезде являются множественные параллельные надрывы и разрывы кожи от натяжения, а также обширные отслоения кожи, которые образуются от давящего вращения колеса (рис. 9.7). Отслоения видны при дополнительных «лампасных» разрезах конечностей, когда оторванные размозженные мягкие ткани образуют полость, наполненную кровью.
Рис. 9.7. Надрывы кожи от натяжения при переезде
Переезд сопровождается тяжелыми повреждениями от сдавливания, что приводит, в зависимости от тяжести транспорта и направления переезда, к деформации головы с многооскольчатым открытым переломом костей. При переезде по передней поверхности туловища деформируется грудная клетка с образованием множественных переломов ребер, а также появляются переломы грудины (рис. 9.8); при перекатывании колеса по спине возникают переломы лопатки, остистых отростков позвонков, причем более тяжелые повреждения встречаются со стороны въезда колеса.
При переезде грудной клетки и живота наблюдаются разрывы, отрывы и перемещения внутренних органов, печень при сдавливании о позвоночник делится на две части с размозженными краями.
Рис. 9.8. Схема механизма образования конструкционного перелома ребер при переезде колесом автомобиля груди
Переезд и сдавливание таза сопровождается переломом конечностей, разрывом сочленений, промежности, мочевого пузыря, прямой кишки. Переезд через конечности приводит к размозжению мышц, оскольчатым переломам трубчатых костей с образованием крупного отломка со стороны накатывания колеса.
Травма от сдавливания может быть между машиной и препятствием или между двумя автомашинами, а также при переворачивании и сдавливании тела к земле, что нередко возникает при предшествующем ударе либо при выпадении тела из машины, чем и обусловлены повреждения в этой фазе. К характерным повреждениям относят отпечатки в виде ссадин, кровоподтеков твердых предметов, частей одежды, ее рисунка и складок. Сильное сдавливание приводит к разрыву паренхиматозных органов и их перемещению наружу или в другую полость, а также к переломам костей. Сдавливание груди и живота может привести к компрессионной механической асфиксии.
Травма, возникающая внутри кабины или салона автомашины, встречается часто при столкновении, ударе о неподвижное препятствие, переворачивании автомашины, а также при резком ускорении или торможении. Основными являются повреждения, возникающие при ударе и сдавливании о внутренние части автомобиля, от резкого перемещения тела. Так, при столкновении автомашины находящиеся внутри водитель и пассажир смещаются вперед. У водителя, которого следует установить по характеру повреждений, возникает ряд характерных повреждений. Это образующиеся от сдавливания груди о рулевое колесо ссадина или кровоподтек, обычно неполной кольцевидной формы, а также от вдавления втулки (рис. 9.9).
При таком механизме у сидящего за рулем водителя возникают также переломы грудины и ребер, разрывы кожи между первым и вторым пальцами; ссадины или раны передней поверхности коленного сустава, переломы надколенника при перемещении вперед и сдавливании о панель приборов; повреждения голеностопных суставов, а также повреждения на лице в виде ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран, переломов костей носа, лицевой части черепа (рис. 9.10).
Рис. 9.9. Ссадины на груди водителя, возникшие от давления о рулевое колесо при лобовом столкновении автомашины
Рис. 9.10. Повреждения на лице водителя при лобовом столкновении автомашин
Характерен для травмы в кабине автомашины также перелом вертлужной впадины таза, иногда с лобковой костью, вывихи бедра при резком упоре ногами. Если водитель, как и пассажир, был пристегнут ремнями безопасности, то у него образуется полосчатый кровоподтек, реже другие повреждения от сдавливания ремнем, и вместе с тем число тяжелых травм снижается вследствие удерживания тела от перемещения по салону.
При резком изменении скорости, что бывает при ударе в машину сзади, у водителя и пассажиров возникают хлыстообразные переломы VI—VII шейных позвонков, реже — IV—V поясничных позвонков, разрывы связок и межпозвоночных дисков. При этом тело отбрасывается на спинку сиденья, голова запрокидывается с резким разгибанием шейного отдела позвоночника. При резком замедлении скорости движения происходит чрезмерное сгибание в шейном отделе позвоночника, что также приводит к его повреждению. Профилактическим средством таких переломов служит подголовник.
Для установления места пассажира в салоне автомашины следует, учитывая механизм травмы, обратить внимание на локализацию и характер повреждений.
Травма от выпадения из кузова, кабины или салона автомашины приводит к повреждениям от удара о дорожное покрытие дороги, сотрясения тела и скольжения. В зависимости от положения тела в момент приземления, высоты падения, рельефа и плотности грунта могут возникнуть разные повреждения, характерные для падения с высоты (о чем будет сказано ниже), а также повреждения от скольжения.
Иногда имеет место комбинированная травма, что доказывается выявлением признаков, характерных для разных ее видов. Все другие виды наземного транспортного травматизма могут рассматриваться по классификации автотравмы с внесением изменений, связанных с особенностью транспорта.
Источник