Балерина перелом

Балерина перелом thumbnail

Переломы плюсневых костей у танцоров. Переломы костей предплюсны у артистов балета

Переломы плюсневых костей встречаются значительно реже у исполнителей народного — сценического танца, так как их обувь имеет твердую подошву и боковую поддержку, чего нет у исполнителей классического танца. Чаще повреждается V плюсневая кость, поскольку ее компактное вещество тонкое и она почти не участвует в нагрузке при танцах на пуантах — приземление происходит на I, II и III плюсневые кости, т. е. на медиальный край стопы.

Механизм травмы — приземление после прыжка на латеральный край стопы, подворачивание стопы, реже встречается удар каблуком партнера или удар о выступающие части декораций и т. д.

Клинически выявляется припухлость по латеральному краю стопы, резкая болезненность при пальпации плюсневой кости, положительный симптом Якобсона (резкая боль при надавливании на подошвенную поверхность головки поврежденной плюсневой кости). Рентгенологически уточняется вид перелома и степень смещения отломков.

Первая помощь — хлорэтиловое орошение или ново-каиновая блокада, фиксация эластичным бинтом и направление в травматологическое учреждение.

Лечение зависит от вида перелома: при отсутствии смещения отломков кости накладывается гипсовая повязка типа «сапожок» на 5—6 нед. При наличии смещения отломков необходимо добиваться точного анатомического их сопоставления, особенно при переломах I, II и III плюсневых костей, поскольку нарушение оси нагрузки для балерины или танцовщика ведет к невозможности приступать к танцам.

травмы стопы у танцоров

У учащихся хореографического училища в период повышенных нагрузок могут наблюдаться изолированные отрывы наружного бугорка основания V плюсневой кости. Перелом происходит при быстром сокращении мышцы во время резкого исполнения какого-либо элемента танца или подворачивания стопы внутрь.

Лечение этих переломов заключается в наложении гипсовой лонгеты или повязки с нерезким пальгусным положением стопы на 2—3 нед. При снятии гипсовой повязки назначается массаж, лечебная гимнастика, электростимуляция мышц голени и стопы. Лечение считают законченным при полном восстановлении балетной формы, что необходимо для предупреждения новых повреждений.

Переломы костей предплюсны встречаются не часто, но протекают тяжело. Наблюдается перелом таранной, ладьевидной костей.

Механизм перелома таранной кости — это чаще всего приземление после высокого прыжка на расслабленные ноги и подворачивание стопы внутрь.

В момент травмы возникает резкая боль, хруст. В течение нескольких минут развивается отек голеностопного сустава. Движения в нем резко ограничиваются и болезненны. Рентгенологическое обследование уточняет характер и место перелома, чаще возникает перелом со смещением отломков.

Первая помощь — орошение хлорэтилом, холод, фиксация эластичным бинтом и направление в травматологическое учреждение. Под местной анестезией проводится сопоставление отломков при их смещении, накладывается гипсовая повязка до коленного сустава на 9 нед. После снятия повязки проводится весь комплекс восстановительного лечения. Трудоспособность обычно нарушается на 16—18 нед. Но и после начала трудовой деятельности артист балета должен находиться на диспансерном наблюдении в связи с тем, что в дальнейшем образуется деформирующий артроз голеностопного сустава.

Два раза в год профилактически проводится комплекс восстановительного лечения — массаж, теплые ванны, грязевые аппликации, введение кислорода в голеностопный сустав с артепороном, санаторно-курортное лечение в летний период.

– Также рекомендуем “Переломы фаланг пальцев стопы у артистов балета. Тендовагиниты сухожилий, ганглии стопы, вросший ноготь”

Оглавление темы “Болезни и травмы стоп у танцоров”:

  1. Уход за собой артистами балета. Гигиена кожи и стопы танцорами
  2. Отбор детей в хореографическое училище по стопе. Питание детей обучающихся танцу
  3. Энергозатраты при обучении танцу. Белки, жиры, углеводы и витамины в рационе питания танцоров
  4. Физическая культура танцоров. Повреждения стопы у артистов балета
  5. Ушибы стопы. Повреждения связок плюсны и предплюсны, вывих костей стопы у танцоров
  6. Переломы плюсневых костей у танцоров. Переломы костей предплюсны у артистов балета
  7. Переломы фаланг пальцев стопы у артистов балета. Тендовагиниты сухожилий, ганглии стопы, вросший ноготь
  8. Плоскостопие у артистов балета. Вальгусная деформация и артроз большого пальца стопы
  9. Повреждения мышц голени у танцоров. Повреждения сухожилий у артистов балета
  10. Вывих сухожилий малоберцовых мышц у танцоров. Переломы лодыжек у артистов балета

Источник

Балет — это не только овации зрителей и блеск софитов, но и ежедневный труд, который нередко становится причиной проблем со здоровьем. От чего чаще всего страдают артисты балета и какие особенности реабилитации существуют, рассказывает врач-травматолог, специалист по физической реабилитации Reaclinic в Санкт-Петербурге Антон Львович Синев.

Балет считается травматичным занятием. От каких повреждений обычно страдают балерины и как часто они приходят к вам?

— Достаточно часто. Надо отметить, что очень много зависит от педагогов и того, насколько грамотно с точки зрения нагрузок строятся занятия. У артистов балета повреждения возникают, скорее, по причине сверхнагрузки — это переломы, растяжения, вывихи.

Если говорить о локализации, то чаще всего это стопа и голеностоп. Бедро — из-за положения в сильной наружной ротации, которое не совсем характерно для здорового человека. Дальше это положение может влиять на колено и стопу.

В плане избегания травматизма балерины, действительно, очень много работают над собой, в частности контролируют вес, выполняют большой объем подготовительной подготовки…

Отмечу, что, как правило, профессионалы имеют своих личных докторов, к которым обращаются на постоянной основе.

А вы для кого-то являетесь таким врачом?

— Да, у меня есть постоянные пациентки-балерины.

Кто травмируется больше: юноши или девушки?

— Одни травмы чаще случаются у девушек, другие — у мужчин, но достоверных эпидемиологических данных о более частых травмах, в целом, у танцоров одного пола нет.

Например, у мужчин распространены травмы менисков, так как они больше выступают в основных партиях, работают на поддержке в ротации.

Что вы можете сказать о детских травмах? Ведь в балет обычно отдают очень рано.

— Да, балету учатся подростки, кому еще нет 18 лет. В их случае встречаются определенные заболевания костей и суставов. Так, например, есть пациентки со стресс-переломами. Проблемы связаны с тем, что кости девочек не выдерживают нагрузки и просто ломаются.

Кроме того, с малых лет детей начинают сильно растягивать. Те, кто имеет врожденную особенность более эластичных связок, более успешны в балете.

Надо понимать, что с самого детства суставы находятся в крайних положениях, когда бедро просто выкручивается. У обычного человека при таких условиях был бы уже перелом или вывих.

Как проходит восстановление?

— Балетные спортсмены очень тонко чувствуют все свои мышцы и связки. Наша задача — восстанавливать их после выступлений, репетиций. Если они получат тяжелую травму, то не смогут хорошо работать, или их вовсе спишут со сцены.

Чтобы они могли спокойно выступать, мы занимаемся физической реабилитацией, условно говоря, настраиваем их мышечный баланс, поддерживаем стабилизирующие суставы мышцы.

В случае балета все должно быть идеально, без малейших отклонений.

Какие методики используются для реабилитации?

— Мы можем обратиться к мягким мануальным техникам, специальному массажу, остеопатическим методикам, физиопроцедурам, тренировкам на подвесных системах. Используем балансировочные платформы, на которых пациентки чувствуют полный контроль над телом, кинезиотейпирование, позволяющее координировать баланс между мышцами.

Стоит сказать, что у тех, кто занимается балетом, есть определенные положения, которые не характерны для среднестатистического человека. Соответственно, какие-то группы мышц работают больше, какие-то — меньше.

Неравномерное распределение мышечных сил приводит к нарушению динамического равновесия в напряжении и расслаблении. Поэтому нам нужно соблюсти идеальный баланс для того, чтобы разгрузить мышцы, находящиеся под сверхнагрузкой.

По сути, артистам балета приходится регулярно проходить профилактику травматизма?

— Это постоянный процесс, да. Мы не можем выключить артиста или спортсмена из него. Все идет волнообразно: они нагружаются у себя, приходят к нам и восстанавливаются, и так — раз за разом. Всегда балансируют на тонкой грани.

Это называется предреабилитация. Реабилитация для того, чтобы избежать более серьезных видов лечения, в том числе, хирургического.

От какой «профессиональной мозоли» чаще всего страдают такие пациенты?

— Самая известная их болезнь — деформация 1 плюсне-фалангового сустава из-за положения пальцев. Ни один даже самый здоровый сустав колоссальной балетной нагрузки не выдержит.

И во время реабилитации мы пытаемся работать на поддержание нормального состояния этого сустава, чтобы он безотказно функционировал. Ни одна здравомыслящая балерина не согласится на операцию по исправлению этого сустава: пусть он будет деформирован, но должен быть рабочим и функциональным.

Стоит ли приносить к Вам на прием какие-то результаты исследований?

— Обычно мы назначаем сами все исследования, которые нам необходимы. Чтобы понять, нужна ли дополнительная диагностика — МРТ, рентген, КТ, артроскопия.

Последний метод диагностики эффективно использовать при сложных повреждениях внутри сустава, с его помощью можно выполнить некоторые лечебные манипуляции.

Источник

Недавно мы получили такой вопрос от зрительницы:

“Балерины остаются с изувеченными и деформированными ногами при постоянной работе?
Или есть какие-то новые технологии в производстве пуант, которые практически устранили этот недостаток?”

У каждого человека индивидуальное строение стопы, которое во многом определяет предрасположенность к танцу на пуантах (женский танец).
Различают несколько видов передней части стопы (по книге Дж. С. Хавилера “Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки”):

1.

греческая стопа – большой палец короче второго, но длиннее третьего
2. египетская – длина пальцев уменьшается от большого к среднему
3. квадратная стопа – первые три пальца примерно одной длины

Во время танца на пуантах пальцы должны выдерживать вес тела балерины (50-55 кг) на нескольких квадратных сантиметрах. В идеале для танца на пальцах необходима египетская стопа, когда пальцы не мешают друг другу и принимают вес всего тела почти равномерно. Такое строение далеко не у всех, и все равно все девочки в училищах занимаются на пуантах. К чему приводит танец с фалангами пальцев разной длины?

За годы работы в балете (8 лет школы+20 лет в театре) фаланга самого длинного пальца изгибается до “шарнирного” положения, тем самым вызывая дискомфорт, мозоли и натоптыши. У каждой артистки свои способы “укладывания” стопы в туфельку. Есть различные вкладыши и разделители, вата, которые можно положить на дно пуанта, тем самым уменьшить пустоту. Здесь изобретательность балерин не ограничена.

Особенно распространены так называемые косточки на больших пальцах, которые, кстати, могут появиться не только у артистов балета. Данная патология может привести к уходу из профессии. Стопа больше не может принимать форму балетной туфельки (не помещается, потому что большой палец смещен в сторону, и шаровидный сустав увеличен), становится сложно вставать на полупальцы. Существуют утягивающие бинты, которые могут стянуть пальцы до нужного размера, можно подобрать большую полноту пуант. Но неправильное положение стопы приводит к еще большим мозолям, и все это сопровождается “неправильной” болью, которая приводит к травме.

Даже при гармоничной длине пальцев неизбежны изменения фаланг пальцев от работы в балете: они скрючиваются, становятся толще, грубее, обрастают мозолями. Но явных предвестников травм из-за природного строения нет, главное-правильно работать с такими стопами и не довести до травмы.
Кроме суставов страдают еще и ногти на ногах, поэтому важно не допускать их врастания.
Многие балерины обматывают каждый палец пластырем перед работой чтобы, избежать кровавых мозолей.Поэтому опознать балерину после ухода со сцены всегда можно по ногам и стопам.
Что касается технологий изготовления балетной туфельки, то наблюдать прогресс за последние 100 лет можно колоссальный. Правда, нагрузки артисток все увеличиваются, пальцевая техника становится сложнее. Кажется, что даже в самых удобных пуантах с высоким поглощением ударов нагрузка на пальцы останется неизменной: придется выдерживать вес всего тела + вес с прыжком.

Сегодня производители пуант уже предлагают для уменьшения трения стопы в туфельке

силиконовые или тканевые вкладыши, разделители для пальцев. Возможно, придумают что-то еще.)

Пишите свои вопросы в комментариях или на почту: balletvsem@yandex.ru
До встречи!

Другие статьи:
Как балерина ломает стопу
Как балерина надевает пуанты
Из чего сделаны пуанты

Поддержать канал “Всем балет!” можно по ссылке. Спасибо!

Источник

ДРИС РЕЙНЕКЕ — В ПРОШЛОМ ТАНЦОВЩИК ТРУППЫ «БАЛЛЕ РАМБЕР», ЗАКОНЧИВ АКТИВНУЮ СЦЕНИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОН ПОСВЯТИЛ СЕБЯ ИССЛЕДОВАНИЯМ В ТОЙ ОБЛАСТИ МЕДИЦИНЫ, КОТОРАЯ ЗАНИМАЕТСЯ ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ТАНЦОВЩИКОВ, ПОЛУЧИВШИХ ТРАВМЫ. ЕГО РАБОТЫ В ЭТОЙ СФЕРЕ НЫНЕ ПРИОБРЕЛИ ХАРАКТЕР ЛЕГЕНДЫ. ВМЕСТЕ С ТЕМ, РЕЙНЕКЕ ПРЕДЛОЖИЛ АРТИСТАМ БАЛЕТА СЕРИЮ УПРАЖНЕНИЙ, ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ СНИЖАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ТРАВМ, ТАК КАК HАЦЕЛЕНЫ НА УКРЕПЛЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛОДЫЖКИ. ИХ МОЖНО ПРЕДЛАГАТЬ ТАКЖЕ УЧАЩЕМУСЯ, КОТОРЫЙ ГОТОВИТСЯ ВПЕРВЫЕ ВСТАТЬ НА ПУАНТЫ.

ФУНКЦИИ СТОПЫ И ЛОДЫЖКИ

При танцевании стопа артиста выполняет три важных функции — отталкивания, приземления, поддержки тела при балансировании, связанных с большими нагрузками (напомним, что вертикальная сила тяжести тела танцовщика, приземляющегося после прыжка, увеличивает вес его тела в семь раз). И неудивительно, что треть всех травм в балете связана именно со стопой и лодыжкой. И потому правильное развитие стопы очень важно для нормальной деятельности танцовщика, становления его мастерства. Важность работы стопы и лодыжки стала для меня очевидна сразу, как только я стал работать танцовщиком в труппе “Балле Рамбер” в 1960 году, В 1966 году мы перешли от исполнения классического танца к исполнению танца модерн, что потребовало нашего переключения на иную технику, ее тщательного освоения. Нас обучали целой серии упражнений для стопы. Многое дало нам простое хождение босиком маленькими параллельными шажками и медленное – “задом наперед”. Органичное ощущение стопы как опоры движения должно стать второй натурой танцовщика. Но чтобы ничто не мешало этому, необходимо добиваться того, чтобы лодыжка была гибкой и сильной: при отталкивании и при приземлении только стопа контролирует вес всего тела, что создает в суставе лодыжки большое напряжение. Для развития силы сустава и эластичности связок, лодыжки я предлагаю ряд упражнений.

1). Вращения:
а) медленное вращение ступней, при этом большие пальцы должны быть подняты вверх. Повторите по четыре раза упражнение в каждом, направлении, каждое упражнение должно длиться по шесть секунд;
б) медленное вращение ступней с пальцами, прижатыми к подошве, повторяется четыре раза.

2) Изгиб «аркой»:
а) поставить пятку на пол, ступню поднять вверх, затем медленно опустить ступню, сохраняя большие пальцы в поднятом положении, все пальцы на полу расправлены;
б) нажать большими пальцами на пол и затем сжать их вместе с остальными пальцами. Это положение — касания пола кончиком большого пальца надо сохранять во время всего упражнения. Выгибайте ступню ровно, спокойно, без скручивания, большие пальцы вытягиваются, пятки — на полу;
в) потяните ступню и поднимите пятку, вся ступня поднимается как в положение «на пуанты».

КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ ВЕС СВОЕГО ТЕЛА

Конечно, очень важно соблюдать правильное положение стопы, контролируя вес тела от колена и бедра, но это, хотя и бесспорно, но трудно достижимо. Реальнее, когда такой общий контроль осуществляется от передних и задних мышц таза и талии. Это помогает сохранить ощущение центра тяжести тела. Степень выворотности для каждого танцовщика индивидуальна. Самое важное здесь — это почувствовать, что вы уверенно контролируете деятельность этих мышц в их соотношении с дыханием. Как обрести такое чувство? Я предлагаю танцовщикам лечь на спину, колени согнуты в параллельном положении, ступни поставлены плоско на полу, тоже параллельно. Они делают небольшой легкий вдох и выдыхают медленно, контролируя себя, через шесть секунд. В конце вдоха мышцы нижнего раздела брюшной полости подтягиваются и прижимаются к задней части полости. Пока это происходит, танцовщики стараются растянуть мышцы спины на всем протяжении: от низа спины до макушки головы. Таким путем талия и нижний раздел брюшной полости как бы шнуруются в корсет. Чтобы усилить это состояние, я провожу упражнение при поднятых ногах. Одна нога в нижнем положении прижимается слегка к той, что находится в верхнем положении. Очень важен угол, образуемый ногами и торсом.

Источник

Балетом с давних пор восхищаются множество людей по всему миру. И балерины предстают в нем грациозными и легкими бабочками, на которых не действует сила притяжения. Но добиться такой легкости представительницам прекрасного пола удается исключительно упорным трудом, приводящего к появлению профессиональных заболеваний, среди которых самым распространённым, является деформированная стопа.

Особенности

stopy-balerinyНога, а точнее, обе стройные ножки у балерин являются самым уязвимым местом. Несмотря на то, что они выносливые, крепкие, сильные и способны выдерживать вес тела, перенося нагрузку исключительно на цыпочки, нижние конечности испытывают колоссальные нагрузки и часто травмируются.
Об этой стороне медали зрители не знают, так как об этой проблеме принято говорить только за кулисами. Самыми частыми травмами, которые получают балерины, являются переломы, растяжения и вывихи. В балетной практике случаются и переломы бедра, влекущие за собой множество проблем, включая полный запрет на занятия танцами в дальнейшем.
«Для всех балерин, решивших посвятить себя этому виду танца обязательным условием, является ломка подъема верхнего стопного отдела, заключающаяся в принудительном и болезненном растяжении связок. Для того чтобы получить необходимый антианатомический изгиб, танцовщицы используют различные способы.
Так как ноги у балерин постоянно испытывают колоссальные нагрузки, связочный аппарат не выдерживает и ослабевает. Без специальной поддержки пуантов нижние конечности легко подворачиваются, что влечет за собой различные травмы, в результате которых возникает тромбофлебит, артроз и артрит, с возрастом приводящие к полной инвалидизации».
Первыми признаками заболеваний нижних конечностей является нарушение кровотока и лимфооттока. Ногти на ногах утолщаются и меняют цвет либо становятся ломкими и слезают. Постепенно начинают появляться венозные утолщения, которые сильно выделяются после длительных занятий или выступлений.
Многие начинающие танцовщицы считают, что это всего лишь косметический дефект, но со временем вены начинают утолщаться, становится извилистыми, что приводи к тромбофлебиту. Ноги начинают болеть, и появляется тяжесть, все это происходит из-за кислородного голодания мышечного аппарата нижних конечностей, именно из-за этого в венах застаивается кровь.
Через некоторое время недостаток кислорода начнет проявлять себя через судороги, отечность, зуд и высыпания на коже. В запущенной стадии недуга на нижних конечностях появляются язвы, разрыв вен с последующим кровотечением.

Вальгусная деформация

vneshnij-vid-i-osobennosti-stroeniya-stupnej-balerin
Стопы балерин без специализированной обуви выглядят, мягко говоря, непривлекательно. Еще одним характерным признаком, который чаще всего встречается у танцовщиц, является вальгусная деформация, представленная шишкой на большом пальце.
Возникает она из-за сильных перегрузок, которым балерины подвергают себя во время тренировок и выступлений. Деформация проявляется видимыми утолщениями, мешающими надевать обувь и вызывающими дискомфорт. Помимо того, что деформация имеет неэстетичный вид, она еще может воспаляться и кровоточить. Искривленный большой палец со временем приводит к тому, что происходит стороннее смещение всех остальных пальцев и верхнего свода стопы.
valgusnaya-deformatsiyaВо время выступлений на стопы танцовщиц оказывается непосильная нагрузка, в результате которой с течением времени передний свод стопы становится распластанным. Постоянное движение на носочках приводит к развитию поперечного плоскостопия и расхождению крайних плюсневых костей в стороны. Эти изменения приводят к расширению переднего отдела стопы и вальгусной деформации. К тому же плюсневые кости утолщаются, и изменяется длина пальцев нижних конечностей. Именно по этой причине балерины сталкиваются с деформацией стопы и шишками на больших пальцах.

Симптомы

Симптомы заболевания обуславливаются наличием бурсита больших пальцев нижних конечностей. Помимо выпирающей косточки, пациенток постоянно беспокоят боли, отеки и деформация стопы. Также появляются мозоли, из-за которых носить любую обувь, оказывающую давление на стопу становится невозможным.

Диагностика

При первичном осмотре врач выслушивает жалобы, составляет анамнез. Пациенток могут беспокоить неприятные ощущения в большом пальце при тренировках и ходьбе. Их вызывает дегенеративные процессы, протекающие внутри суставного хряща из-за повышенных нагрузок. Со временем боли становятся сильнее и деформация увеличивается и уже прощупывается при осмотре ступни.
Помимо внешнего осмотра, ортопед назначает рентгенографию, чтобы посмотреть насколько серьезно деформировалась стопа и плюсневые кости. Также может быть проведено УЗИ для диагностики состояния сосудов в стопе, так как именно они в первую очередь страдают от тесных пуантов и постоянных нагрузок. Исходя из полученных данных, назначается необходимая терапия.
Так как ни одна балерина не откажется от танцев, им рекомендуют тщательно следить за нагрузкой на ступни и выбирать более-менее удобную обувь и не запускать профессиональные болезни.

Лечение

В первую очередь при вальгусной деформации ортопеды назначают снижение нагрузки на стопу и ношение удобной ортопедической обуви. Также можно носить специальную шину или фиксатор, позволяющую выравнивать деформацию большого пальца нижних конечностей. Все они действуют исключительно на начальной стадии заболевания.
Для лечения деформации стопы и шишки на большом пальце назначают нестероидные противовоспалительные препараты и физиотерапию. Они помогают снять болевые ощущения и снизить внутрисуставное воспаление.

Операция

Зачастую консервативное лечение не дает желаемых результатов, и ортопед назначает оперативное вмешательство. Подобрать ту или иную методику сложно, так как их насчитывается более сотни, но все же самой антитравматичной и безопасной является лазерная коррекция вальгусной деформации.
Хирургическое лечение позволяет удалить выпирающий участок деформированной кости, реконструировать плюсневые кости и фалангу пальца после иссечения, а также усилить мышечный корсет вокруг фаланги таким образом, чтобы не возникало рецидивов. Какой именно хирургический метод выбрать определит врач, отталкиваясь от запущенности недуга и степени деформации сустава.

Реабилитация

В зависимости от того насколько травматичной была операция реабилитация может длиться от недели до нескольких месяцев. Чтобы избежать болезненных ощущений, исключить травмы заживающих тканей и костей, а также улучшить регенерацию, необходимо носить бандаж и специальную ортопедическую обувь и стельки. Первое время могут понадобиться костыли.
У пациенток с сильной деформацией и воспалительным процессом регенерация проходит дольше и чтобы ее ускорить назначается физиотерапия и прием противовоспалительных препаратов.
Придерживаясь всех предписаний врача, а также следя за здоровьем своих ног развитие профессиональных заболеваний стоп можно избежать либо облегчить их течение. Будьте здоровы.

Поделиться:

Источник

Читайте также:  Охрана труда первая помощь при переломах