Автор повествует о сложнейшем времени в истории россии на переломе эпох

Автор повествует о сложнейшем времени в истории России на переломе эпох. Множество страданий пришло на Донскую землю. Рушился привычный уклад жизни, ломались судьбы, гибли целые семьи в горниле гражданской войны. В романе нет ни одной семьи, в которую война и революция не принесла бы горя. Свою долю тягот гражданской войны стойко несли женщины, жены и матери, сестры и любимые казаков. Тяжелый, переломный момент в жизни донских казаков показан автором сквозь призму жизни членов семьи Мелеховых, жителей хутора Татарского. Оплотом этой семьи является мать Григория, Петра и Дуняшки Мелеховых -Ильинична. Читатель знакомится уже с пожилой казачкой, когда выросли сыновья, а младшая, Дуняшка, уже подросток. Спокойная мудрость — одна из главных черт характера этой женщины. Да иначе она просто не смогла бы жить со своим импульсивным и эмоциональным мужем. Без лишнего шума

и суеты она ведет свой дом, заботится о детях и внуках, не забывая и об их душевных переживаниях. В ее доме чистота и порядок. Ильинична экономная и расчетливая хозяйка. Не только внешний порядок поддерживает она в доме, но и следит за моральной атмосферой в семье. Узнав о связи Григория и Аксиньи, она резко высказывается против этого и прилагает все усилия, чтобы женить сына и прервать порочные отношения. Понимая, как непросто Наталье жить с Григорием, она относится к ней словно к родной дочери, старается облегчить ее труд, жалеет ее, даже дает иной раз лишний час поспать. Такие отношения не были нормой: автор приводит пример свекрови Аксиньи, которая заставила молодую невестку выполнять тяжелую работу уже на следующий день после свадьбы. То, что Наталья живет в доме у Мелеховых, после попытки самоубийства, многое говорит о характере Ильиничны. Значит, в этом доме было душевное тепло, в котором так нуждалась молодая женщина. Многое пришлось перенести Ильиничне. Одним из самых трудных испытаний стала гибель Петра. Плач Ильиничны над телом сына — яркая и величественная картина. Каково матери похоронить сына, увидеть его убитым! Недаром Григорий думает о том, что лучше бы Петра убили где-нибудь в Галиции, а не здесь, чуть ли не на глазах матери.

В любой жизненной ситуации Ильинична глубоко порядочна и, главное, душевна. Она понимает Наталью, которую измучили измены Григория, дает ей выплакаться, а потом пытается отговорить от необдуманных поступков. Нежно ухаживает за больной Натальей, за своими внуками, кровинушками. На все хватает сил и внимания старой казачке. Частенько ей приходится защищать, порой буквально своим телом, домочадцев от необузданного гнева Пантелея Прокофье-вича. Осуждая за слишком вольное поведение Дарью, она тем не менее скрывает ее болезнь от мужа, чтобы тот не выгнал ее из дома, поддерживает легкомысленную невестку. Есть в ней какое-то величие, способность не обращать внимание на мелочи, а видеть главное в жизни семьи. Не задумываясь, она выбегает на баз, чтобы завести Мишатку в дом,

когда двор уже обстреливался повстанцами. То, что нужно в данный момент, она спокойно делает. Нужно было остаться в доме с больной Натальей и детьми, и она остается, и старается оберегать домочадцев в это непростое время.

В любой ситуации Ильинична полна достоинства. После страшного поступка Дарьи — убийства коммуниста, она отказывается ночевать с ней в одном доме, уходит к соседям. После тяжелейших потерь: гибели Петра, смерти Натальи, самоубийства Дарьи, смерти на чужой ставропольской земле мужа — на долю Ильиничны приходит еще одно труднейшее испытание. Дочь, Дуняшка, отдает свое сердце убийце Петра. Как матери пережить такое? Видеть убийцу сына в своем доме, за столом — чье сердце выдержит это? И она всей силой характера противостоит браку. Но поистине нет границ великодушию этой простой женщины: в ее сердце просыпается жалость к Мишке, когда она видит его немощь, как истрепала его болезнь. Она ставит перед ним тарелку с молоком, как бы разрешая жить в доме. И с болью в сердце она благословляет этот брак. Неудивительно, что Ильинична как бы отходит от жизни после всех перенесенных потерь. Она вспоминает свою молодость, грудного Григория, ласковый взгляд мужа. Только о Григории все ее мысли, он остался единственной ниточкой, связывающей ее с миром. Поэтому она так сближается в последние месяцы жизни с Аксиньей. Их объединяет тревога за его судьбу, страстное желание получить весточку. Ильинична уходит из жизни просто и благородно, так как она и прожила ее. «Мудрость и спокойствие, верность семье» — эти слова как бы отражают жизненные принципы простой и такой проницательной женщины.
Так же предана своему мужу и другая героиня романа – Наталья. Что бы ни происходило, всегда всем сердцем она любила Григория. О силе чувства Натальи говорит ее попытка самоубийства после ухода мужа. Для чего жить без любимого? Все ее мысли о нем. Красавица, дочь зажиточного казака, которая могла выбирать себе жениха, она отдала сердце Григорию. Сделав свой выбор, она больше не отступала, пыталась отвое-

вать мужа у разлучницы Аксиньи. И почти добилась своего. Григорий начал понимать и ценить свою жену, прекрасную мать его детей.

Но слишком многое пришлось испытать этой молодой женщине, измучено было ее сердце постоянной борьбой. Она не выдержала новой измены Григория. После страшного, мучительного душевного напряжения, когда она призывала смерть на голову столь любимого ею человека, Наталья прощает его. Но решается избавиться от беременности. Гордость толкает ее на этот поступок. И Наталья умирает, оставив детей и Григория. Только после смерти жены Григорий понимает, как много она для него значила, каким сильным и красивым человеком была.

В романе Наталье противостоит Аксинья. Статная красавица, на которую всегда обращали внимание мужчины, она была глубоко несчастна. В юности ее изнасиловал пьяный отец, и это наложило отпечаток на всю ее дальнейшую жизнь. Муж, Степан, любил ее, но так и не смог ей простить того, что она не осталась целомудренной до замужества. Избивал ее, оставлял на жену тяжелую работу, себя не очень утруждая. «Железные» руки мужа постоянно вспоминает Аксинья. Страшно и тяжело он ее бил. Аксинья полюбила Григория, отдалась ему со всем пылом своего неистраченного сердца. Это чувство красной нитью проходит через всю жизнь Аксиньи. Она готова идти за Григорием на край света, куда бы он ее ни позвал. Но нет счастья для Аксиньи. Начало ее жизни с Григорием отравлено неясностью с отцовством ребенка, которого Аксинья носит под сердцем. Но когда появилось убеждение, что дочь от любимого человека, она теряет ребенка, девочка умирает. От отчаяния Аксинья кидается в объятия «утешителя», Евгения Листницкого, и от нее уходит Григорий. Оскорбленный изменой, Григорий возвращается к жене. Аксинья остается одна. От безысходности она возвращается к нелюбимому и постылому Степану. Но живет Аксинья с затаенной надеждой вернуть Григория и дожидается своего часа. Уставший от сомнений Григорий снова начинает встречаться с Аксиньей: столь ве-
лико их чувство. После смерти Натальи Аксинья тактично как бы отходит от Григория, понимая, как ему тяжело. Но сердце ее тянется к нему, поэтому она так ласкова с сыном Григория, Мишаткой, играет с ним, кормит, рассказывает сказки. Напрасно Ильинична упрекает ее в корыстных целях, дескать, хочет через сына привязать к себе Григория. Просто любовь Аксиньи столь велика, что даже малейшее напоминание о любимом — такой же взгляд, блеск глаз, улыбка — радует ее сердце.

Когда бы Григорий ни позвал Аксинью за собой, она беззаветно готова идти за ним. Аксинья умирает на руках любимого, и это становится следующим страшным ударом для него. Может быть, самым страшным. «Черное солнце» теперь светит одинокому Григорию, он остался без теплого, нежного солнечного света – любви Аксиньи. В этой беззаветной любви был смысл ее жизни, ее сила и красота.

Разных женщин встречает читатель на страницах романа. Они живо встают перед глазами, каждая со своим характером, неповторимая. Вместе с ними читатель смеется и грустит, живет их яркой, полнокровной жизнью вольных, сильных дочерей донских степей.

Источник

Ðîìàí “Íà ïåðåëîìå Ýïîõ” â 2-õ òîìàõ.
https://sites.google.com/site/zemsha/Home/kniznyjmagazin

Îñòàâèòü ñâîé îòçûâ / êðèòèêó, à òàê æå
Ñêà÷àòü ýëåêòðîííóþ êíèãó èëè çàêàçàòü â ïå÷àòíîì âèäå,
ìîæíî çäåñü:
 1 Òîì
https://ridero.ru/books/naperelomeehpoh.html

 2 Òîì:
https://ridero.ru/books/naperelome_ehpoh.html

Òîì 1 — 758 ñòðàíèö
×àñòü I:  “Ãåðîè íàøåãî âðåìåíè”.
 
Òîì 2 – 576 ñòðàíèö.
×àñòü II: “Ïîñëåäíèå ëó÷è óõîäÿùåãî ñîëíöà”,
×àñòü III: “Êðàõ Ñîâåòñêîé Èìïåðèè”.

Êðàòêîå îïèñàíèå :
Â÷åðàøíèå êóðñàíòû, îäåâ çîëîòî îôèöåðñêèõ ïîãîí, äàæå è íå ïîäîçðåâàþò, ÷òî èõ æä¸ò âïåðåäè. Îíè åù¸ íàèâíû è ìå÷òàþò î áîëüøîé ëþáâè, î ñòðåìèòåëüíîé êàðüåðå, î ïîñòðîåíèè ñïðàâåäëèâîãî îáùåñòâà ñîöèàëüíîãî è íàöèîíàëüíîãî ðàâåíñòâà. Íî èõ óæå ïîäæèäàþò ðàçî÷àðîâàíèå è êðóøåíèå íàäåæä è öåííîñòåé. À ñòðàíà, êîòîðîé îíè ïðèñÿãíóëè íà âåðíîñòü, ñêîðî êàíåò â ëåòîïèñü âåêîâ.
Ýòî âîåííûé ðîìàí î æèçíè è ñëóæáå ñîëäàò è îôèöåðîâ Öàâ ×åõîñëîâàêèè. Ñîáûòèÿ ïðîõîäÿò â 80-å ãîäû íà ôîíå ãëîáàëüíîé «ïåðåñòðîéêè» âçãëÿäîâ, íðàâñòâåííîñòè è âåðû. Ýòà êíèãà î öåííîñòÿõ, îñòàþùèõñÿ âå÷íûìè, íåñìîòðÿ íà âðåìÿ, ïðîñà÷èâàþùååñÿ êàê ïåñîê ñêâîçü ïàëüöû.
 
 ðîìàíå îïèñàí ïåðèîä 80-õ. ×åðåç ñóäüáû ñîâåòñêèõ ëþäåé, ïðîæèâàþùèõ ðàíåå â ñàìûõ ðàçëè÷íûõ óãîëêàõ ÑÑÑÐ: Íîâîñèáèðñê, Õàáàðîâñê, Áàðàíîîðåíáóðãñêîå, ÁÀÌ, Êÿõòà, Áàêó, Àëìà-Àòà, Òóàïñå, Ñâåðäëîâñê. Ïîêàçàíà æèçíü ëþäåé â ýòèõ ìåñòàõ. Òàêîé, êàêîé îíà áûëà íà ñàìîì äåëå. Äëÿ ýòîãî ñóùåñòâóþò âðåìåííûå ïåðåíîñû â ñîáûòèÿ ïðîøëîãî.
×åðåç ñîáûòèÿ, ïðîõîäÿùèå ôîíîì, ñäåëàí àíàëèç ãåîïîëèòè÷åñêèõ èãð, íà ïðèìåðå êðóøåíèÿ ñòðàí Ñîöèàëèñòè÷åñêîãî ëàãåðÿ è ÑÑÑÐ. Ïîêàçàíû òåõíîëîãèè óïðàâëåíèÿ ýòèìè äåñòðóêòèâíûìè ïðîöåññàìè. Ïðîöåññàìè, êîòîðûå ïðîäîëæàþòñÿ è ñåãîäíÿ. È â ýòîì- îñíîâíàÿ àêòóàëüíîñòü ýòîãî ðîìàíà.
Êîíå÷íî æå, ýòî ðîìàí. Ãäå  ÷åðåç ðàçëè÷íûå ñóäüáû îïèñàíû ðàçëè÷íûå èñòîðèè ëþáâè, èçìåí è âåðíîñòè, îñíîâíûõ öåííîñòåé. Ïñèõîëîãèè îòíîøåíèé ìåæäó ìóæ÷èíîé è æåíùèíîé.
Ðàññóæäåíèÿ î äîáðå è çëå, îá îòíîøåíèè ÷åëîâåêà ê ÷åëîâåêó, ê ïðèðîäå è îêðóæàþùåé ñðåäå, ê æèâîòíûì.
×åðåç ñïåöèàëüíûé ïðè¸ì, êîãäà îäíîìó èç ãåðîåâ, ñíÿòñÿ íåîáû÷íûå, ìîæíî ñêàçàòü «âåùèå» ñíû, ÷èòàòåëü ïîëó÷àåò âîçìîæíîñòü çàãëÿíóòü êàê áû â áóäóùåå, â ñîáûòèÿ, êîòîðûì â 80-å åù¸ íå ìîæåò áûòü îáúÿñíåíèé, íî êîòîðûå ïîíÿòíû ÷èòàòåëþ ñåãîäíÿ: ýòî è ×å÷íÿ è Îñåòèÿ-2008, ýòî ñîáûòèÿ â Ìîñêâå â 91-ì è â 93-ì. À òàêæå èñòîðè÷åñêèå ïåðåíîñû â äàë¸êîå ïðîøëîå. Äëÿ îöåíêè èñòîðè÷åñêèõ ïàðàëëåëåé äíÿ ñåãîäíÿøíåãî.
Íàöèîíàëüíûé âîïðîñ â ìíîãîíàöèîíàëüíîì ÑÑÑÐ, â Ñîâåòñêîé Àðìèè. Ïðîöåññû ïåðåñòðîéêè íàøèõ âçãëÿäîâ è òî, êàê ìû ìåäëåííî èç äðóçåé ïðåâðàùàëèñü â íåäðóãîâ.
Ìíîãî äèñêóññèé íà ñàìûå ðàçëè÷íûå òåìû. È ýòî äà¸ò âîçìîæíîñòü ÷èòàòåëþ, êàê áû ïðèíÿòü â íèõ ó÷àñòèå è ïðî÷óâñòâîâàòü âçãëÿä àâòîðà íà ñîáûòèÿ âîêðóã.
         Îñíîâíàÿ ÷àñòü ñîáûòèé ïðîèñõîäèò â Öà(×åõîñëîâàêèÿ). È õîòÿ âñå ñîáûòèÿ âûìûøëåíû, âñ¸ æå îíè ïðîõîäÿò ñëîâíî ïî æèâîìó. Êàæäûé, êòî ñëóæèë, óçíàåò è ïî÷óâñòâóåò òó àòìîñôåðó, â êîòîðîé ìû æèëè â òå ãîäû.
 

                ***
Çàáóäüòå âñ¸, ÷òî áûëî ïðåæäå!
Áûëîãî Âàì óæ íå âåðíóòü.   
Äóøà â ïîòð¸ïàííîé îäåæäå
Êàê äîëãèé ñòðàííèê òîï÷åò ïóòü.
 
Âû áûëè ñ÷àñòëèâû? — Áûòü ìîæåò!
Ëþáèëè æàðêî? — Íó è ïóñòü!
Âàì íèêîãäà íå ñòàòü ìîëîæå.
È â Âàøåì ñåðäöå íîåò ãðóñòü.
 
Êàê æàëü òåõ òðåïåòíûõ ñâèäàíèé,
Òåõ íåæíûõ ñëîâ, óøåäøèõ â áûëü.
Êàê æàëü òåõ ñëàäîñòíûõ ñòðàäàíèé,
Äàâíî ãîäàìè ñò¸ðòûõ â ïûëü.
 
Êàê áûëî ÷èñòî âñ¸, î, áîæå!
Êàê íåáî, êàê ðîäíèê, êàê ñîí.
È ýòîò ñîí óæå íå ñìîæåò
Âåðíóòüñÿ â ÿâü,- ðàñòàÿë îí!
 
(Àâò. Â. Çåìøà 1990 ã.)
 
Ñ Óâàæåíèåì,
Âëàäèìèð Â. Çåìøà

Ìîæíî òàê æå ïðèîáðåñòè êíèãó â  èíòåðíåò ìàãàçèíå :
https://ridero.ru/books/naperelomeehpoh.html

Èòàê,

“Íà ïåðåëîìå ýïîõ”
Âëàäèìèð Çåìøà
Ìèíñê 

2014 Ðîìàí  äâóõ òîìàõ Òîì 1 Çåìøà, Â.Â. Íà ïåðåëîìå ýïîõ : ðîìàí.  2 ò. Ò.1 / Âëàäèìèð Çåìøà. – Ìèíñê : ÏðåñòèæÈçäàòÐåêëàìà, 2014. – 758 ñ.
ISBN 978-985-90252-2-8. © Çåìøà Â.Â., 2014. © Îôîðìëåíèå. 2014. ÓÄÊ 821.161.1(476)-31 ÁÁÊ 84(4Áåë=Ðóñ)-44 Ç-55 ÓÄÊ 821.161.1(476)-31 ÁÁÊ 84(4Áåë=Ðóñ)-44 Ç-55 ISBN 978-985-90252-2-8 (ò.1)ISBN 978-985-90252-4-2 3

Ïðåäèñëîâèå
Íèêîãäà íå çàáóäó íà ñâåòå
Æàæäû ê çâ¸çäàì è ñòðàñòè îãíÿ,
Çîâ ãðÿäóùåãî – ýòî, ïîâåðüòå,
Æèçíè ãîëîñ, çîâóùèé ìåíÿ.
Àâòîð Â. Çåìøà 1982 ã.

Ýòîò ðîìàí ïîñâÿùàåòñÿ ìîèì ðîäíûì è áëèçêèì.
Âñå ñîáûòèÿ è âñå ïåðñîíàæè âûìûøëåíû. Ëþáûå âîçìîæíûå ñî-
âïàäåíèÿ ñëó÷àéíû. Ïîõîæèå ñîáûòèÿ ìîãëè ïðîèñõîäèòü ãäå óãîäíî.
Òåì íå ìåíåå, ÿ ïîñòàðàëñÿ ïåðåäàòü ìàêñèìàëüíî ïðàâäîïîäîáíî ñó-
ùåñòâîâàâøóþ òîãäà îáùóþ àòìîñôåðó, êîòîðàÿ ïðîïèòûâàëà ãîäû
ìîåé ñîâåòñêîé þíîñòè. Ìîèõ âîñüìèäåñÿòûõ.
Õîòåë áû ÿ ïðîæèòü äðóãóþ þíîñòü, ïîëíóþ ñîâðåìåííûõ óäîâîëü-
ñòâèé? Êàê è òîò äåäóøêà, â ðàññêàçå À. Ãàéäàðà «Ãîðÿ÷èé êàìåíü»,
îòêàçàâøèéñÿ ïîìîëîäåòü, ïðîìåíÿâ ñëàâíûå ñòðàíèöû ñâîåé ðåâîëþ-
öèîííîé èñòîðèè, òàê è ÿ íå ìå÷òàë áû îá èíîì. Ïàìÿòü î ãîäàõ ñëóæ-
áû ÿ ñ ãîðäîñòüþ íåñó ÷åðåç ñâîþ æèçíü. À êîìó íå äîâåëîñü ñëóæèòü
Îòå÷åñòâó, ïóñòü òèõî çàâèäóþò òåì, êòî âñ¸ æå ñëóæèë.
4
***
Íåò, ìû íå ïèøåì ñî÷èíåíèé,
È óðàâíåíèé íå ðåøàåì,
Ëèøü â ÿðîñòíîì îãíå ñðàæåíèé
Ìû âàñ îò ñìåðòè çàùèùàåì.
Íàì äëÿ òîãî äàíî çäîðîâüå,
×òîá ìû ìîãëè â êðîìåøíîì ìðàêå,
Çàõëåáûâàÿñü ëèïêîé êðîâüþ
Ïîäíÿòü ñâîèõ ñîëäàò â àòàêó.
È ÷òîá, íå ðàçãèáàÿ ñïèíû,
Ïðèäàâëåííûå âåùìåøêàìè,
Äîðîã ðàçìàçàííóþ ãëèíó
Ìåñèëè ìîë÷à ñàïîãàìè.
Íå ïàõíåò íàøà æèçíü öâåòàìè,
Åå âåòðàìè æãóò ìîðîçû,
È ïðî íåå áû íå ñòèõàìè
Ïèñàòü, à ñàìîé ÷åðíîé ïðîçîé….
…. Íó ÷òî æ, ðåøàéòå óðàâíåíüÿ
È ñî÷èíåíèÿ ïèøèòå.
Ëîâèòå êàæäîå ìãíîâåíüå.
È íàñëàäèòüñÿ èì ñïåøèòå.
Æèâèòå ñ êàæäûì äíåì âñå ëó÷øå,
Î áóäóùåì íå áåñïîêîÿñü,
À åñëè âäðóã íàâèñíóò òó÷è,
Ìû çàùèòèì âàñ, âû íå áîéòåñü.
Àâòîð êóðñàíò ÍÂÂÏÎÓ Ë. Ìîë÷àíîâ
Îòðûâîê èç «Îòâåòà ñòóäåíòó» 1983 ã.

—————————————————-
×àñòü Ïåðâàÿ
Ãåðîè íàøåãî âðåìåíè

“Íå äàé âàì, Áîã, æèòü â ýïîõó ïåðåìåí”
Êîíôóöèé

6
Êàê óïîèòåëüíî ñòó÷àò êîëåñà
Ëåòî 1987 ã.

Àâãóñò. Æàðà. Âîêçàë. Äâà ÷åìîäàíà, íàáèòûå ôîðìîé. Íîâûé îôè-
öåðñêèé êèòåëü êàæåòñÿ, ïî êðàéíåé ìåðå, òóëóïîì. Ðóáàøêà, ïðîïè-
òàííàÿ ïîòîì, ëèïíåò ê ñïèíå, ôóðàæêà äàâèò íà ëîá, ñáèâàåòñÿ ê çàòûë-
êó. Òàê íà÷èíàåòñÿ ïóòü ê îôèöåðñêîé ñëóæáå, íîâîé ñàìîñòîÿòåëüíîé
æèçíè äëÿ ñîòåí íîâîèñïå÷åííûõ ëåéòåíàíòîâ.
Âîò è êîí÷èëîñü âñ¸. Âñ¸ òî, ÷òî êàçàëîñü âå÷íûì. Âñ¸, ÷òî êàçà-
ëîñü òàêèì ïðèåâøèìñÿ, òàêèì îñòî÷åðòåâøèì. Êàê õîòåëîñü, ÷òîáû
ýòî «Âñ¸» áûñòðåå ïðîøëî. ×òîáû ïðåêðàòèëèñü êîìàíäû «ïîäú¸ì»,
÷òî áû ïðåêðàòèëèñü ïîñòðîåíèÿ, ÷òî áû çàáûëèñü ñàìîâîëêè, ïëÿæ
íà «Ìàÿêå», êóðñàíòñêèå äèñêîòåêè, ñíåæíûå äâóõìåòðîâûå ñóãðîáû è
êîìàðèíûå òó÷è, ðîòíûé è ñòàðøèíà. ×òîáû çàáûëñÿ òîò âåñåííèé ñòó-
äåí÷åñêèé ôåñòèâàëü, íàïîëíÿâøèé ðàäóãîé ñâîèõ çàïðåòíûõ ïëîäîâ
êóðñàíòñêèå ãîëîâû. ×òîáû çàáûëèñü îòïóñêà, òå äðàãîöåííûå êóðñàíò-
ñêèå îòïóñêà, êîòîðûì íåò ðàâíîé öåíû! Êàê âñå õîòåëè óåõàòü, ÷òîáû
çàáûòü ó÷èëèùå, ÷òîáû çàáûòü «Àêàäåì», çàáûòü «Íîâîñèá», àýðîïîðò
«Òîëìà÷¸âî». È âîò, ñâåðøèëîñü! Ïåðâûé âûõîä â ãîðîä â äîëãîæäàí-
íîé îôèöåðñêîé ôîðìå. Íåîïèñóåìûé ïðàçäíèê íà äóøå! Êàçàëîñü, ÷òî
âñ¸ âîêðóã âðàùàåòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî âîêðóã ýòîãî íåâîîáðàçèìîãî ñî-
áûòèÿ!
Ïîñëå ìûòàðñòâ ïî îãðîìíîé äóøíîé Ìîñêâå, íàïîìèíàþùåé
áîëüøîå ëþäñêîå ñòîëïîòâîðåíèå, õàîòè÷íîå è áåññìûñëåííîå, äâàäöà-
òèëåòíèé ëåéòåíàíò, ãîëóáîãëàçûé áðþíåò Âëàäèñëàâ Òèìîôååâ, íàêî-
íåö-òî çàáðàëñÿ â ïîåçä Ìîñêâà-Ìèëîâèöû. Âàãîíû êàçàëèñü òåñíûìè.
Ëþäè ñ ìíîæåñòâîì ÷åìîäàíîâ, ñóìîê, êîðîáîê, ÿùèêîâ, èíîãäà ñ äåòü-
ìè, îáëèâàÿñü ïîòîì, ñ òðóäîì ðàçìåùàëèñü â êóïå, èíîãäà çàñòàâëÿÿ
÷åìîäàíàìè è êîðîáêàìè ñâîè ñîáñòâåííûå ïîëêè è äàæå ñòîëèêè.  îñ-
íîâíîì ýòî áûëè àêêóðàòíûå ïîäòÿíóòûå ëþäè äî 40 ëåò ñ êîðîòêèìè,
ïî-âîåííîìó, ñòðèæêàìè. Ñîñòàâ ïàññàæèðîâ âïîëíå âíóøàë äîâåðèå.
1.1 (87.08.20)
7
Ïîåçä ïðîòÿæíî çàñêðèïåë, íåñêîëüêî ðàç ä¸ðíóëñÿ è ïëàòôîðìà
ìåäëåííî ïîåõàëà ìèìî âàãîííûõ îêîí.
Êàê óïîèòåëüíî ñòó÷àò êîë¸ñà. Êàðïàòû.  îêíàõ âàãîíà ïðîïëû-
âàþò óêðàèíñêèå ñ ñîëîìåííûìè êðûøàìè èçáû. Êðàñèâî. Îí íà ýòîé
çåìëå âïåðâûå è åìó åù¸ ñîâåðøåííî íåâäîì¸ê, ÷òî çäåñü äàëåêî íå
â êàæäîé èçáå åìó áûëè áû òàê æå ðàäû, êàê îí. Íî åãî äóøó ñåé÷àñ
ïåðåïîëíÿåò êàêîé-òî ïüÿíûé âîñòîðã-òðåïåò, ïî÷òè âîëíåíèå. Ïîçà-
äè ó÷èëèùå, îñòî÷åðòåâøèå ïîäú¸ìû è îòáîè! Âïåðåäè, êàçàëîñü, ÿðêî
âñïûõíóë ðàññâåò ñîâåðøåííî èíîé, íåçíàêîìîé, êàêîé-òî óäèâèòåëü-
íî èíòåðåñíîé æèçíè. Â ãëàçàõ ðàäóæíûå «ïóçûðè», ðàñêðàøèâàþùèå
âåñü îêðóæàþùèé ìèð ÿðêîé ãàììîé êðàñîê. Â ïàìÿòè åù¸ ñâåæ âû-
ïóñêíîé, íèêåëèðîâàííàÿ êàñêà, íàïîëíåííàÿ «ðîìáèêàìè» è, íåñìîòðÿ
íà «ñóõîé çàêîí», âîäêîé, èç êîòîðîé îòõë¸áûâàëè, ìîðùàñü, äðóçüÿ –
â÷åðàøíèå êóðñàíòû, âïåðâûå íàäåâøèå äîëãîæäàííóþ îôèöåðñêóþ
ôîðìó. Çîëîòî ïîãîí ñëåïèëî ãëàçà, îïüÿíÿëî ðàçóì. Ñâåðøèëîñü! Ïðî-
ùàéòå, äðóçüÿ. Ñ êåì èç âàñ åù¸ ñâåä¸ò ñóäüáà, à ñ êåì óæå íå âñòðåòèòü-
ñÿ íèêîãäà – êòî çíàåò! À ïîåçä íåñ¸ò âïåð¸ä â íîâóþ æèçíü!..

Ðîìàí “Íà ïåðåëîìå Ýïîõ” â 2-õ òîìàõ.
https://sites.google.com/site/zemsha/Home/kniznyjmagazin

Îñòàâèòü ñâîé îòçûâ / êðèòèêó, à òàê æå
Ñêà÷àòü ýëåêòðîííóþ êíèãó èëè çàêàçàòü â ïå÷àòíîì âèäå,
ìîæíî çäåñü:
 1 Òîì
https://ridero.ru/books/naperelomeehpoh.html

 2 Òîì:
https://ridero.ru/books/naperelome_ehpoh.html

https://sites.google.com/site/zemsha/Home/kniznyjmagazin

Источник

Развитие мировой истории не было линейным. На каждом её этапе были события и периоды, которые можно назвать «переломными». Они меняли и геополитику, и мировоззрение людей.

 Неолитическая революция (10 тыс. лет до н.э. – 2 тыс. до н.э.)

Термин «неолитическая революция» ввел в 1949 английский археолог Гордон Чайлд. Главным ее содержанием Чайлд назвал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство). По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7­-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тысяч лет до н.э.

 Создание Средиземноморской цивилизации (4 тыс. до н.э.)

Средиземноморский регион был очагом появления первых цивилизаций. Появление Шумерской цивилизации в Месопотамии относят к 4-му тысячелетию до н. э. В том же 4-м тысячелетии до н. э. египетские фараоны объединили земли в долине Нила, и их цивилизация быстро расширилась через Плодородный полумесяц на восточное побережье Средиземного моря и далее по всему Леванту. Это сделало страны Средиземноморья, такие как Египет, Сирия и Ливан частью колыбели цивилизации.

   Великое переселение народов (IV-VII вв.)

Великое переселение народов стало переломным этапом истории, определившим переход от античности к Средним векам. О причинах Великого переселения ученые спорят до сих пор, но его последствия оказались глобальными.

На территорию слабеющей Римской империи переселились многочисленные германские (франки, лангобарды, саксы, вандалы, готы) и сарматские (аланы) племена. Славяне дошли до побережья Средиземноморья и Балтики, заселили часть Пелопоннеса и Малой Азии. Тюрки достигли Центральной Европы, арабы начали завоевательные походы, в ходе которых им покорился весь Ближний Восток до Инда, Северная Африка и Испания.

 Падение Римской империи (V в.)

Два мощных удара – в 410 году вестготов и в 476 году германцев – сокрушили, казалось бы, вечную Римскую империю. Это поставило под угрозу достижения античной европейской цивилизации. Кризис Древнего Рима не пришел внезапно, а долгое время вызревал изнутри. Военный и политический упадок империи, начавшийся в III веке, постепенно привел к ослаблению централизованной власти: она больше не могла управлять разросшейся и многонациональной империей. На смену античному государству пришла феодальная Европа с ее новым организующим центром – «Священной Римской империей». Европа на несколько веков погрузилась в пучину смуты и раздора.

  Раскол церкви (1054 г.)

В 1054 году произошел окончательный раскол христианской церкви на Восточную и Западную. Его причиной стало желание папы Льва IX получить территории, которые подчинялись патриарху Михаилу Керулларию. Результатом спора стали взаимные церковные проклятия (анафемы) и публичные обвинения в ереси. Западная церковь получила название римско-католической (римская всемирная церковь), а восточная — православной. Путь к Расколу был долгим (почти шесть веков) и начался с так называемой Акакиевской схизмы 484 года.

  Малый ледниковый период (1312-1791 гг.)

Начало Малого ледникового периода, который начался в 1312 году, повлекло за собой целую экологическую катастрофу. По оценкам специалистов, за период с 1315 по 1317 годы из-за Великого голода в Европе вымерла почти четверть населения. Голод был постоянным спутником людей на протяжении всего Малого ледникового периода. За период с 1371-го по 1791 годы в одной только Франции было 111 голодных лет. В одном только 1601 году в России от голода из-за неурожаев вымерло полмиллиона жителей.

Однако Малый ледниковый период дал миру не только голод и высокую смертность. Он также стал одной из причин рождения капитализма. Источником энергии стал уголь. Для его добычи и транспортировки начали организовываться цеха с наемными рабочими, что стало предвестием научно-технической революции и рождения новой формации общественной организации – капитализма.Некоторые исследователи (Маргарет Андерсон) также связывают заселение Америки с последствиями Малого ледникового периода – люди ехали за лучшей жизнью из «оставленной Богом» Европы.

  Эпоха Великих географических открытий (XV-XVII вв.)

Эпоха Великих географических открытий коренным образом расширила ойкумену человечества. Кроме этого, она создала возможность для ведущих европейских держав максимально использовать свои заокеанские колонии, эксплуатируя их человеческие и природные ресурсы и извлекая из этого баснословную прибыль. Некоторые ученые также напрямую связывают триумф капитализма  с трансатлантической торговлей, породившей торгово-финансовый капитал.

 Реформация (XVI-XVII века)

Началом реформации принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». В них он выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.
Процесс реформации породил множество так называемых Протестантских войн, серьезно повлиявших на политическое устройство европы. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году.

 Великая французская революция (1789-1799)

Разразившаяся в 1789 году Великая французская революция не просто превратила Францию из монархии в республику, но и подытожила крах старого европейского порядка. Ее лозунг: «Свобода, равенство, братство» еще долго будоражил умы революционеров. Французская революция не только заложила основы демократизации европейского общества – она предстала как жестокая машина бессмысленного террора, жертвами которого стали около 2 млн. человек.

 Наполеоновские войны (1799-1815)

Неуемные имперские амбиции Наполеона на 15 лет погрузили Европу в хаос. Все началось с вторжения французских войск в Италию, а завершилось бесславным поражением в России. Будучи талантливым полководцем, Наполеон, тем не менее, не гнушался угрозами и интригами, которыми подчинил своему влиянию Испанию и Голландию, а также убедил вступить в союз Пруссию, но затем бесцеремонно предал ее интересы.

В ходе Наполеоновских войн на карте появились Королевство Италия, Великое герцогство Варшавское и целый ряд других мелких территориальных образований. В окончательных планах полководца был раздел Европы между двумя императорами – им самим и Александром I, а также ниспровержение Британии. Но непоследовательный Наполеон сам свои планы и менял. Поражение в 1812 году от России привело к краху наполеоновских замыслов и в остальной Европе. Парижский мирный договор (1814) вернул Францию в ее прежние границы 1792 года.

 Промышленная революция (XVII-XIX вв.)

Промышленная революция в Европе и США позволила на протяжении жизни всего лишь 3—5 поколений перейти от аграрного общества к индустриальному. Условным началом этого процесса принято считать изобретение парового двигателя в Англии во второй половине XVII века. Со временем паровые двигатели стали использовать в производстве, а затем и в качестве движущего механизма для паровозов и пароходов.
Основными достижениями эпохи Промышленной революции можно считать механизацию труда, изобретение первых конвейеров, станков, телеграфа. Громадным шагом стало появление железных дорог.

 Первая мировая война (1914-1918 гг.)

Первая мировая война во многом определила пути развития некоторых европейских стран: в России и Германии пришел конец империи, распалась Австро-Венгерская монархия, а в Прибалтике появились независимые государства. Но самым страшным итогом стал рост реваншистских настроений в Германии. В Первую мировую войну было вовлечено 38 из 59 существовавших в то время независимых государств. В мобилизации участвовало более 73 млн. человек. Огромными были и жертвы Первой мировой– убито и умерло от ран 9,5 млн. Более 20 млн. ранено, а 3,5 млн. остались калеками.

Вторая мировая война (1939-1945 гг.)

Вторая мировая война шла на территории 40 стран, и в ней принимало участие 72 государства. По некоторым подсчетам в ней погибло 65 млн. человек. Война заметно ослабила положение Европы в общемировой политике и экономике и привела к созданию двухполярной системы в мировой геополитике. Часть стран в ходе войны смогла добиться независимости: Эфиопия, Исландия, Сирия, Ливан, Вьетнам, Индонезия. В странах Восточной Европы, занятых советскими войсками, были установлены социалистические режимы. Вторая мировая война также привела к созданию ООН.

 Научно-техническая революция (сер. XX века)

Научно-техническая революция, наступление которой принято относить к середине прошлого века, позволила автоматизировать производство, доверив контроль и управление производственными процессами электронике. Серьезно повысилась роль информации, что также позволяет говорить об информационной революции. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Источник