Анализ куприн на переломе кадеты

Анализ куприн на переломе кадеты thumbnail

человек малодушен, то он легко может предать, опасаясь за свою жизнь, совершить подлый поступок.

В этом и кроется опасность малодушия.

II.

«Дорожка к пониманию фрагмента текста «На переломе. (Кадеты)»

➢ Внимательно прочитайте текст А.И.Куприна

(1)— Эй, как тебя!.. (2)Новичок… как твоя фамилия?

(3) Буланин вздрогнул и поднял глаза. (4) Перед ним, заложив руки в карманы панталон,

стоял рослый воспитанник и рассматривал его сонным, скучающим взглядом.

(5) Внимание его привлекли большие металлические пуговицы, пришитые в два ряда на

курточке Буланина.

(6) — Ишь ты, какие пуговицы у тебя ловкие, — сказал он, трогая одну из них пальцем.

(7) — О, это такие пуговицы… — суетливо обрадовался Буланин. — (8)Их ни за что

оторвать нельзя. (9)Вот попробуй-ка!

(10)Старичок захватил между своими двумя грязными пальцами пуговицу и начал вертеть

ее. (11)Но пуговица не поддавалась. (12)Воспитанник оставил пуговицу, поглядел на свои

пальцы, где от нажима острых краев остались синие рубцы.

(13)Скоро вокруг Буланина, в углу между печкой и дверью, образовалась довольно густая

толпа. (14)Тотчас же установилась очередь. (15)«Чур, я за Базуткой!» — крикнул чей-то голос,

и тотчас же остальные загалдели: «А я за Миллером! (16)А я за Утконосом! (17)А я за тобой!»

— и покамест один вертел пуговицу, другие уже протягивали руки и даже пощелкивали от

нетерпения пальцами.

(18) Но пуговица держалась по-прежнему крепко.

(19) — Позовите Грузова! — сказал кто-то из толпы.

(20) Тотчас же другие закричали: «Грузов! (21)Грузов!» (22)Пришел Грузов, малый лет

пятнадцати, с желтым, испитым, арестантским лицом, сидевший в первых двух классах уже

четыре года, — один из первых силачей возраста. (23)Ему объяснили, зачем его звали. (24)Он

самоуверенно взялся за пуговицу и стал ее с ожесточением крутить. (25)Однако, несмотря на

то, что он прилагал все большие и большие усилия, пуговица продолжала упорно держаться на

своем месте. (26)Тогда, из боязни уронить свой авторитет перед «малышами», весь красный от

натуги, он уперся одной рукой в грудь Буланина, а другой изо всех сил рванул пуговицу к себе.

(27)Пуговица отлетела с мясом, но толчок был так быстр и внезапен, что Буланин сразу сел на

пол. (28)На этот раз никто не рассмеялся. (29)Может быть, у каждого мелькнула в это

мгновение мысль, что и он когда-то был новичком, в такой же курточке, сшитой дома

любимыми руками.

(30)Буланин поднялся на ноги. (31)Как он ни старался удержаться, слезы все-таки же

покатились из его глаз, и он, закрыв лицо руками, прижался к печке.

(32)

— Эх ты, рева-корова! — произнес Грузов презрительно, стукнул новичка ладонью по

затылку, бросил ему пуговицу в лицо и ушел своей разгильдяйской походкой.

(33)

Ночью, когда шум совершенно прекратился, когда отовсюду послышалось глубокое

дыхание спящих, прерываемое изредка сонным бредом, Буланину сделалось невыразимо

тяжело. (34)Тонкая, глубокая нежность и какая-то болезненная жалость к матери переполнила

сердце Буланина. (35)Он вспомнил также сегодняшнюю историю с пуговицей и покраснел,

несмотря на темноту. (36)«Бедная мама! (37) Как старательно пришивала она эти пуговицы,

откусывая концы нитки зубами. (38)С какою гордостью во время примерки любовалась она

этой курточкой, обдергивая ее со всех сторон…» (39)Буланин почувствовал, что он совершил

сегодня утром против нее нехороший, низкий и трусливый поступок, когда предлагал

старичкам оторвать пуговицу.

(40)Он плакал до тех пор, пока сон не охватил его своими широкими объятиями… (41)Но и

во сне Буланин долго еще вздыхал прерывисто и глубоко, как вздыхают после слез очень

3

Источник

– На переломе (Кадеты) 156 Кб, 76с.  (читать)  (скачать fb2) – Александр Иванович Куприн

Общая статистика

Длина текста136042 знаков
Длина диалогов24519 знаков
Слов в произведении (СВП)20111 слов
Приблизительно страниц76 стр.
Средняя длина слова5.44 знаков
Предложений в произведении (ПВП)1266 предл.
Средняя длина предложения (СДП)104.63 знаков
Доля диалогов в тексте18.02 %
Доля авторского текста81.98 %
СДП диалогов74.45 знаков
СДП авторского текста133.34 знаков
Использование диалогов по тексту книги № 103761: На переломе (Кадеты) (Александр Куприн)
Максимальный фрагмент авторского текста – 8945 знаков (в страницах – примерно 5, начинается где-то с 53 страницы)

Активный словарный запас

Буквы и знаки препинания

Всего букв109433 букв
Всего знаков препинания4491 знаков

ЗнакКол-во (шт.)Средн. кол-во на 1000 слов (шт.)
, запятая2556127.09
. точка113056.19
– тире27513.67
? вопросительный знак1607.96
! восклицательный знак1115.52
… многоточие0.00
!.. восклицательный знак с многоточием281.39
?.. вопросительный знак с многоточием80.40
!!! тройной восклицательный знак0.00
?! вопросительный знак с восклицанием10.05
” кавычка0.00
() скобки361.79
: двоеточие1557.71
; точка с запятой311.54
БукваКол-во (шт.)Частота использования (в %)
А89438.17
Б19751.80
В50194.59
Г20621.88
Д33223.04
Е-Ё84807.75
Ж20621.88
З19531.78
И-Й94568.64
К40773.73
Л54434.97
М34663.17
Н72136.59
О1178810.77
П29322.68
Р46654.26
С58865.38
Т61495.62
У34403.14
Ф2340.21
Х9650.88
Ц4150.38
Ч18421.68
Ш9220.84
Щ3470.32
Ь-Ъ20841.90
Ы22272.04
Э2960.27
Ю6000.55
Я21151.93
Диаграма использования букв книги № 103761: На переломе (Кадеты) (Александр Куприн)

Части речи

Определенных частей речи (ОЧР)20078 слов
Не определенных частей речи (НОЧР)33 слов

Часть речиКол-во (шт.)% в тексте (ОЧР – 100%)
Существительное544027.094
Глагол156016.924
Местоимение-существительное15607.770
Предлог190410.833
Союз18289
Прилагательное19049.483
Наречие12946.445
Местоимение-прилагательное9784.871
Частица8964.463
Местоименное наречие2971.479
Числительное1800.897
Числительное-прилагательное830.413
Междометие430.214
Часть композита – сложного слова20.010

Биграммы частей речи

В таблице показаны частоты словопар типа «сглагол+уществительное», «предлог+прилагательное» и т.д. Частота выражена в среднем количестве пары на 1000 слов текста. Вертикаль отражает часть речи первого слова биграммы, горизонталь — второго.

СуществительноеГлаголМестоимение-существительноеПредлогСоюзПрилагательноеНаречиеМестоимение-прилагательноеЧастицаМестоименное наречиеЧислительноеЧислительное-прилагательноеМеждометиеЧасть композита – сложного слова
Существительное53.5956.5814.8436.2142.4318.7317.6311.9010.114.582.291.000.900.10
Глагол36.9617.9815.3434.4215.8413.8514.299.566.822.241.250.350.350.00
Местоимение-существительное13.3020.125.487.275.336.527.623.196.282.340.250.000.000.00
Предлог50.951.9917.880.601.2517.380.5513.450.150.102.641.340.050.00
Союз15.2417.4810.0610.463.988.679.564.237.172.740.800.500.150.00
Прилагательное60.225.081.493.797.3712.601.590.700.950.400.150.200.300.00
Наречие5.7322.912.796.286.575.736.231.944.980.550.450.200.100.00
Местоимение-прилагательное20.924.633.792.541.447.821.891.792.240.800.650.150.050.00
Частица4.5817.933.884.132.991.493.141.443.980.650.200.050.150.00
Местоименное наречие1.293.291.541.742.240.651.790.201.640.400.000.000.000.00
Числительное5.080.750.100.650.551.200.000.200.050.000.200.200.000.00
Числительное-прилагательное2.590.350.150.100.500.050.100.000.050.000.100.150.000.00
Междометие0.450.150.350.150.550.050.050.100.200.000.000.000.100.00
Часть композита – сложного слова0.000.000.000.000.000.100.000.000.000.000.000.000.000.00
Читайте также:  Как оказывать первую помощь при переломе костей предплечья

Части речи на позициях в предложении

Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «глагол – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является глаголом. Вероятность выражена в процентах. В каждом столбце максимальное значение отмечено розовым цветом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предлоджения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево…»

Номер слова в предложении
12345
Существительное17.2421.0523.5728.2825.20
Глагол12.9917.1721.6820.3619.56
Местоимение-существительное10.2915.2710.049.527.06
Предлог13.488.8011.0210.1811.19
Союз16.835.446.636.228.67
Прилагательное3.197.427.087.078.47
Наречие9.239.067.265.186.35
Местоимение-прилагательное5.234.753.945.376.25
Частица6.217.856.275.004.64
Местоименное наречие3.101.121.161.701.41
Числительное1.061.470.900.660.91
Числительное-прилагательное0.330.430.270.380.30
Междометие0.820.170.180.090.00
Часть композита – сложного слова0.000.000.000.000.00

Номер слова в предложении
678910
Существительное26.4729.7427.6226.5426.74
Глагол18.5416.9117.0116.9817.51
Местоимение-существительное6.436.137.845.797.22
Предлог10.4011.3510.7410.4410.29
Союз7.509.089.899.069.89
Прилагательное10.838.859.8912.9611.10
Наречие6.865.905.195.035.61
Местоимение-прилагательное5.254.544.225.034.68
Частица3.863.974.104.654.14
Местоименное наречие1.821.701.571.511.47
Числительное1.291.360.971.760.53
Числительное-прилагательное0.750.450.840.130.53
Междометие0.000.000.120.000.27
Часть композита – сложного слова0.000.000.000.130.00

Номер слова в предложении
1112131415
Существительное24.7927.6130.2926.6027.91
Глагол16.4317.0114.1716.2313.12
Местоимение-существительное7.796.727.986.227.76
Предлог12.3210.0012.879.6712.01
Союз9.4910.459.4511.4010.17
Прилагательное10.7611.648.6312.2610.17
Наречие8.506.125.215.705.91
Местоимение-прилагательное3.975.074.565.014.25
Частица2.832.844.073.974.99
Местоименное наречие1.421.640.981.212.22
Числительное0.990.600.981.210.37
Числительное-прилагательное0.570.150.650.170.92
Междометие0.140.150.160.350.18
Часть композита – сложного слова0.000.000.000.000.00

Источник

Александр Куприн «На переломе» (1900)

Куприн На переломе

Александр Куприн готовился к «Поединку». Для шага в сторону откровенного разговора с читателем осталось малое — дождаться первой войны России, на которой, отвыкшая от сражений страна, продемонстрирует неумелое управление человеческими ресурсами. Почему именно так получится? Виной тому сами люди, населявшие страну, плохо представлявшие, зачем они делают то, что делают. Армия начинала разваливаться с основ, то есть с ученических скамей. Куприн знает о чём говорит: он сам был кадетом, пропустив через себя всю важность образовательной системы, не воспитывавшей защитников отечества, а отравлявшей существование вступающим в жизнь. Пока ещё не случилось 1905 года, но обида за годы доставшихся унижений побудила Куприна написать повесть «На переломе», словно Александр знал, какой перелом свершился для него и каким переломом это вскоре грозит самой России.

С чего начинается жизнь для главного героя произведения? Он поступает в учебное учреждение и сразу сталкивается с грубостью: ему отрывают пуговицу. И кто отрывает? Не сверстник и не преподаватель, а переросток, которому по возрасту пора к выпуску готовиться, вместо чего он продолжает оставаться в одном и том же классе. Не раз главного героя в дальнейшем обидят, тем подготавливая к несправедливостям взрослой жизни. С подобным в человеческом обществе всегда проблема. То не стоит чрезмерного к нему внимания. Важно другое. Как относятся к ученикам преподаватели и руководство учебного учреждения.

Действительно. Как? Куприн показывает. Оказывается, будущие защитники страны сызмальства готовятся к невзгодам. Одно дело, когда бьют свои. Другое, когда своим ты совершенно безразличен. Настолько безразличен, что стоит сказать спасибо, если помнят о необходимости преподавать. Всем остальным главный герой вместе со сверстниками обделён: им форму выдали от учеников прежних курсов, без различия размера и удобности, да с прилагающимися к ней вшами. Кого Россия хотела получить из таких людей, чьё достоинство её не интересовало?

В остальном повесть «На переломе» показала будни учеников. Набивший руку на «Киевских типах», Куприн реализовал подобное и в стенах учебного учреждения. Перед читателем открылись существовавшие тогда типы курсантов. Стоит предполагать, что с тех пор ничего не изменилось: остались зазывалы, отчаянные, благородные, силачи, фискалы и прочие, пусть и под другими прозваниями. С этим ничего не поделаешь — люди разные, вместе с тем и схожие по ряду отличий. Их особенности не сказывались на общей ситуации.

Одного Россия не могла забыть — требовать от людей того, чего сама не хотела давать. В стране каждый уважал только себя и тех, кто выше его по чину, всех прочих предпочитая унижать. Если требовалось наказать за дерзость, наказание следовало незамедлительно. Это ломало людей: наносило памятные шрамы, напоминавшие об искалеченной душе. Тем повествование и закончится: Куприн покажет, насколько ожидания способны рассыпаться в прах из-за неспособности людей понять твои чувства.

Повесть «На переломе» принято считать автобиографическим произведением. Много позже её продолжит роман «Юнкера», написанный в более светлых оттенках. Куприн осознает, что хорошо требовать, когда есть от кого требовать, но остаётся сожалеть, ежели некогда чёрное, будь оно хоть худшим из возможного, окрасится в совершенно непроницаемый чёрный цвет, показав, как худшее из возможного являлось не настолько уж плохим. Только тогда окажется, каким прекрасным было твоё прошлое, каким несправедливым ты был к обстоятельствам.

Куприн всё равно оказался прав. Он дал представление о том, почему Россию начинало лихорадить. Читатель сам понял, почему от этой лихорадки царской России предстояло умереть.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: куприн на переломе критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Aleksandr Kuprin, analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
— Перечень критических статей на тему творчества Александра Куприна

Источник

  • Краткие содержания
  • Куприн
  • На переломе (кадеты)

Прекрасно написанная повесть Куприна «На переломе (Кадеты)» оставляет более чем тяжёлое впечатление, рассказанное в безрадостном и печальном событии.

Мальчик по имени Миша Буланин, воспитанный в хорошей семье, добрый, воспитанный и очень ранимый, привыкший верить людям, попадает в кадетский корпус на учёбу. Где присутствуют суровые законы и дикие порядки. В этот момент и произошел тяжелый перелом в жизни Миши.

Из-за жесткого взаимоотношения с кадетами, мальчик превращается в отчаянного и безжалостного подростка.  Младших воспитанников обижали старшие, учителя были со странностями, им было все равно чем заняты кадеты. Странно то, что после такого, они каким-то образом становились отличными офицерами армии. За провинности кадеты назывались: лишались отпуска, питания, сажались в карцер, а иногда их даже секли.

Читайте также:  Что такое краевой перелом средней фаланги пальца

Миша Буланин часто ходил с синяками, так как его частенько поколачивали, часто оставался без еды, забросил учёбу. Ему всё это приходилось терпеть. Но всё это прекратилось, как только он огрубел и стал равноправным членом такого буйного общества.

Рассказ нас учит тому, что общество способно изменить людей, а иногда даже и сломать. В каждой ситуации нужно оставаться верным себе и не позволять себя унижать.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Куприн. Все произведения

  • Allez!
  • Анафема
  • Барбос и Жулька
  • Белый пудель
  • В недрах земли
  • В цирке
  • Впотьмах
  • Гамбринус
  • Гранатовый браслет
  • Завирайка
  • Звезда Соломона
  • Золотой петух
  • Изумруд
  • Колесо времени
  • Куст сирени
  • Листригоны
  • Мой полёт
  • Молох
  • На переломе (кадеты)
  • Олеся
  • Песочные часы
  • Пиратка
  • Поединок
  • Сапсан
  • Святая ложь
  • Синяя звезда
  • Скворцы
  • Слон
  • Собачье счастье
  • Суламифь
  • Тапёр
  • Храбрые беглецы
  • Четверо нищих
  • Чудесный доктор
  • Штабс-капитан Рыбников
  • Ю-ю
  • Юнкера
  • Яма

На переломе (кадеты). Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Буран Аксакова

    Ненастье разразилось на вечерней заре, когда отблески ее еще были видны на небосводе. И, вдруг, все это затянула снеговая туча огромнейших размеров, по которым не уступала она, как казалось

  • Краткое содержание Дойл Собака Баскервилей

    Роман начинается тем, что Шерлок Холм и доктор Ватсон рассматривают трость, оставленную неизвестным гостем, и составляют его словесный портрет. Им оказывается молодой доктор Мортимер, личный врач Чарльза Баскервиля, умершего при странных обстоятельствах

  • Горький

    Максим Горький ещё с раннего детства столкнулся с бедностью и нищетой. Рано лишившись родителей, писатель странствовал по многим уголкам России. Он познал настоящую жизнь без прикрас,

  • Краткое содержание Носов Ступеньки

    В рассказе показана простая история о маленьком Пете и его сестре Вале. Здесь показано возвращение Пети домой из детского сада. Сестренка ждала его у ворот и очень обрадовалась

  • Краткое содержание Аксаков Семейная хроника

    Книга Аксакова «Семейная хроника» посвящена истории его семьи. Создана она по его воспоминаниям и рассказам родных.

Источник

Лекции.Орг

Писатель знал об этой жизни не понаслышке. В 1880 г. Куприн сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус, а в 1888–1890 гг. учился в Третьем Александровском юнкерском училище в Москве. Жизнь в кадетском корпусе Куприн описал в повести «На переломе (Кадеты)» (1900), а юнкерский опыт – в романе «Юнкера», который был задуман и анонсирован в 1911 г., но в годы революции текст рукописи был утрачен, так что в эмиграции роман пришлось писать заново, и он был впервые опубликован в 1928‑32 гг.

Оба произведения автобиографичны, причем их фактическая достоверность подтверждена несколькими соучениками и биографами Куприна. Однако их тональность различна. «Кадеты» написаны остро критически. Ершистый, непокорный кадет Буланин, в котором без труда узнается автор, не может вписаться в систему примитивной солдатской муштры и постоянно конфликтует с начальством и со сверстниками. Напротив, юнкер Александров чувствует себя в училище неплохо и вспоминает его с явной ностальгией. Откуда такая разница?

Отчасти, вероятно, дело в возрасте. Кадет Буланин – неуклюжий подросток, которого пугают телесные наказания, произвол начальства и жестокость соучеников. Юнкер Александров – крепкий семнадцатилетний юноша, начинающий литератор и отличный танцор, который вполне может постоять за себя, и рассказывает он не столько о мальчишеских розыгрышах и сварах, сколько о своих влюбленностях, эмоциональных переживаниях и карьерных планах. Да и обращались с юнкерами не так жестоко, как с кадетами, тем более что эпоха самого жестокого рукоприкладства в Александровском училище закончилась еще до поступления туда Куприна. Это делает его воспоминания позитивными и ностальгическими. В газетном интервью 1916 г. писатель сказал: «Здесь я весь во власти образов и воспоминаний юнкерской жизни с ее парадною внутреннею жизнью, с тихой радостью первой любви и встреч на танцевальных вечерах со своими «симпатиями». Вспоминаю юнкерские годы, традиции нашей военной школы, типы воспитателей и учителей. И помнится много хорошего…» (Куприн, 1958. Т. 6. С. 800. Примечания).

Позже, в эмиграции, грусть по ушедшей юности усугубляется ностальгией по разрушенному укладу жизни. В 1906 г., при перепечатке «Кадетов» в журнале «Нива», Куприн скептически отозвался о возможности смягчения корпусных нравов: «Говорят, что в теперешних корпусах дело обстоит иначе. Говорят, что между кадетами и их воспитателями создается мало‑помалу прочная родственная связь. Так это или не так – это покажет будущее. Настоящее ничего не показало» (Куприн, 1957. Т. 2. С. 584). Написать нечто подобное в 1920‑х годах значило бы оскорбить уничтоженный большевиками русский офицерский корпус, к которому писатель принадлежал и от которого никогда не отрекался.

Впрочем, предоставим слово самому Александру Ивановичу.

Красной нитью через «Кадетов» и, в несколько меньшей степени, «Юнкеров» проходит мысль о глубоком разрыве между воспитателями и воспитанниками. Офицеры‑воспитатели регулярно сочиняют «нравственные характеристики» и вырабатывают «твердо обдуманную воспитательную систему принятую педагогическим советом на основании глубокого и всестороннего изучения вверенных его руководству детских натур и прочного доверия, питаемого воспитанниками к их воспитателям».

А тем временем «внутренняя, своя собственная жизнь детских натур текла особым руслом, без ведома педагогического совета, совершенно для него чуждая и непонятная, вырабатывая свой жаргон, свои нравы и обычаи, свою оригинальную этику. Это своеобразное русло было тесно и точно ограничено двумя недоступными берегами: с одной стороны – всеобщим безусловным признанием прав физической силы, а с другой – также всеобщим убеждением, что начальство есть исконный враг, что все его действия предпринимаются исключительно с ехидным намерением учинить пакость, стеснить, урезать, причинить боль, холод, голод, что воспитатель с большим аппетитом ест обед, когда рядом с ним сидит воспитанник, оставленный без обеда…

И как это ни покажется странным, но “свой собственный” мальчишеский мирок был настолько прочнее и устойчивее педагогических ухищрений, что всегда брал над ними перевес» (Там же. С. 432–433).

Куприн с отвращением вспоминает пережитую порку:

«– Кадет Буланин, выйдите вперед! – приказал директор.

Он вышел. Он в маленьком масштабе испытал все, что чувствует преступник, приговоренный к смертной казни. Так же его вели, и он даже не помышлял о бегстве или о сопротивлении, так же он рассчитывал на чудо, на ангела божия с неба, также он на своем длинном пути в спальню цеплялся душой за каждую уходящую минуту, и так же он думал о том, что вот сто человек остались счастливыми, радостными, прежними мальчиками, а я один, одинбуду казнен.

В спальне, в чистилке, стояла скамейка, покрытая простыней. Войдя, он видел и не видел дядьку Балдея, державшего руки за спиной. Двое других дядек – Четуха и Куняев – спустили с него панталоны, сели Буланину на ноги и на голову. Он услышал затхлый запах солдатских штанов. Было ужасное чувство, самое ужасное в этом истязании ребенка, – это сознание неотвратимости, непреклонности чужой воли. Оно было в тысячу раз страшнее, чем физическая боль.

Прошло очень много лет, пока в душе Буланина не зажила эта кровавая, долго сочившая рана. Да, полно, зажила ли?» (Там же. С. 466).

Судя по тому, что писатель вспоминал этот эпизод вплоть до старости, – нет, не зажила…

Читайте также:  Репозиция при переломах беннета

Не менее жестоки отношения между учащимися. В школе существовала жесткая возрастная иерархия.

Старший ученик мог безнаказанно отбирать имущество младшего.

«Кроме прав имущественных, второклассник пользовался также правами и над «животом» малыша, то есть во всякое время дня и ночи мог сделать ему из лица «лимон» или «мопса», покормить «маслянками» и «орехами», “показать Москву” или квартиры докторов «ай» и «ой», “загнуть салазки”, “пустить дым из глаз” и так далее.

Новичок со своей стороны обязывался переносить все это терпеливо, по возможности вежливо и отнюдь не привлекать громким криком внимание воспитателя. Выполнив перечисленную выше программу увеселений, старичок обыкновенно спрашивал: “Ну, малыш, чего хочешь, смерти или живота?” И услышав, что малыш более хочет живота, старичок милостиво разрешал ему удалиться.

Всякий новичок считался общим достоянием второго класса, но бывали случаи, что один из «отчаянных» всецело завладевал каким‑нибудь особенно питательным малышом, брал его, так сказать, на оброк. Для этого отчаянный оказывал сначала новичку лестное внимание, ходил с ним по зале обнявшись и в конце концов обещал ему свое великодушное покровительство. <… >

Этот всеобщий культ кулака очень ярко разделил всю гимназическую среду на угнетателейи угнетаемых,что особенно было заметно в младшем возрасте, где традиции нерушимо передавались из поколения в поколение. Но как между угнетателями, так и между угнетаемыми замечались более тонкие и сложные категории» (Там же. С. 434, 435).

Куприн подробно описывает разные категории угнетателей – «форсил», «забывал» и «отчаянных». Последний тип, по его мнению, «остался как печальное и извращенное наследие прежних кадетских корпусов, когда дикие люди, выросшие под розгой, в свою очередь розгой же, употреблявшейся в ужасающем количестве, подготовляли других диких людей к наилучшему служению отечеству; а это служение опять‑таки выражалось в неистовой порке подчиненных…» (Тамже. С. 437–438).

Особую иерархию составляли «силачи». «В каждом отделении был свой первый силач, второй, третий и так далее. Но, собственно, силачами считался только первый десяток. Затем были главные силачи в каждом возрасте, и, наконец, великий, богоподобный, несравненный, поклоняемый – первый силач во всей гимназии. Вокруг его личности реяла легенда: он подымал страшные тяжести, одолевал трех дядек разом, ломал подковы. Малыши из младшего возраста глядели на него издали во время прогулок, разинув рты, как на идола.

Чтобы повыситься в лестнице силачей, было одно верное, испытанное средство – драка…

Дрались обыкновенно в ватерклозете. Все отделение присутствовало при этом. Иногда дерущимся перевязывали веревкой основание кисти для того, чтобы кулак налился кровью и стал тяжелее. Строго соблюдались правила <…> существовало и еще одно строгое правило для такого рода драк. Если, например, пятнадцатый силач победил десятого, то он должен был потом драться последовательно с четырнадцатым, тринадцатым, двенадцатым и одиннадцатым».

«Угнетаемые также разделялись на несколько классов. Между ними были «фискалы», или «суки», были «слабенькие» (у этих существовало и другое, совсем неприличное название), «тихони», “зубрилы”, «подлизы» и, наконец, «рыбаки», или “мореплаватели”» (мальчики, которые писали в постели) (Там же. С. 444).

С жертвами обращались крайне жестоко. Куприн описывает не только «темную», устроенную второклассниками «фискалу» Сысоеву, на самом деле просто не желавшему подчиняться их диктатуре, но и собственное предвкушение этого события, и свою невольную идентификацию с жертвой.

«За вечерним чаем все отделения возраста сидели обыкновенно на разных столах. Буланин со своего места видел лицо Сысоева и его длинные тонкие пальцы, крошившие нервными движениями булку. Пятна румянца выступили резче на его щеках, глаза были опущены вниз, правый угол рта по временам судорожно подергивался. “Знает ли он? Предчувствует ли он что‑нибудь? – думает Буланин, не отводя испуганных глаз от этого лица. – Что он будет чувствовать всю эту ночь? Что он будет чувствовать завтра утром?” И нестерпимое, жадное любопытство овладело Буланиным. Ему вдруг до мучения, до боли захотелось узнать все,решительно все, что теперь делается в душе Сысоева, ставшего в его глазах каким‑то необыкновенным, удивительным существом; захотелось отожествиться с ним, проникнуть в его сердце, слиться с ним мыслями и ощущениями» (Там же. С. 454–455).

В «Юнкерах» ничего подобного нет. То ли с юношами такого уже не случалось, то ли писатель не пожелал плохо отзываться об ушедшем мире своей юности.

Подведем итоги.

Всеобщее школьное образование существенно изменило социальное положение и психологию мальчиков. Школа потеснила родительскую семью, заставив ее поделиться частью своей власти. Поскольку взаимоотношения родителей и учителей всегда противоречивы, это повышает степень автономии мальчика, позволяя ему лавировать между этими силами и в какой‑то мере даже манипулировать ими.

Изменился и характер общества сверстников. Принадлежность к нему повышает автономию мальчика, позволяя более успешно отстаивать свои права и интересы в борьбе со взрослыми, будь то учителя или родители. Но в лице этой социально‑возрастной общности консолидируется новая, весьма деспотическая, власть, против которой мальчик зачастую бессилен.

Я умышленно сделал эту главу фрагментарной и описательной. Итонский колледж, французский лицей, кадетский корпус, гимназия и бурса – учреждения разного типа, в них учатся разные мальчики, по разным программам и у разных учителей. В аристократической школе и кадетском корпусе произвол учителей и соучеников ограничен правилами, которых не было в бурсе. Французского лицеиста могли выгнать из школы, но не могли сдать в солдаты. Даже представления о корпоративной чести у этих мальчиков фундаментально разные. В долгосрочной перспективе макросоциальная среда важнее внутришкольного климата. Но при всех этих различиях у закрытых мальчишеских сообществ есть общие черты, которые нам еще предстоит осмыслить.

Формирование личности конкретного, отдельно взятого мальчика оказывается результатом, с одной стороны, его социализации, того, как он усваивает предлагаемые ему школьные знания, гендерные роли и навыки общения, а с другой – его осознанного и неосознанного сопротивления институциональному и групповому давлению, которое одновременно притягивает и отталкивает его. Мальчик не просто усваивает данные ему нормы, а более или менее самостоятельно выстраивает собственную маскулинность.

В зависимости от соотношения этих моментов мальчики по‑разному описывают одну и ту же школу. Одни вспоминают ее с ностальгической теплотой, другие – с отвращением. Как писал известный русский писатель и публицист Василий Розанов (1856–1919), «до тех пор, пока вы не подчинитесь школе и покорно дадите ей переделать себя в негодного никуда человека, до тех пор вас никуда не пустят, никуда не примут, не дадут никакого места и не допустят ни до какой работы» (Розанов, 1983. С.114).

Чем авторитарнее школа, тем сильнее она подавляет одних мальчиков и закаляет других. То, что порабощает одних, у других вызывает противодействие. «Несмотря на потерянное время, на расстроенное здоровье, несмотря на перенесенные страдания, я был благодарен школе и думаю, что воспитание мое было скорее благоприятным, чем неблагоприятным, – писал в своей книге «Детство. Юность. Мысли о будущем» известный русский юрист В. И. Танеев (1840–1921). – Оно не допустило меня подчиниться, примириться, устраивать свои дела в окружающей среде, угождать тем, кто притесняет. Оно так меня раздражило, что этого раздражения достанет на целую жизнь» (Цит. по: Соловейчик, 1970. С. 97).

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 1438 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник