2015 год великого перелома

2015 год великого перелома thumbnail

Вопросительный знак в названии номера — это скорее допущение: то, что 2015-й будет переломным во всех смыслах, практически неизбежно. 14-й, начавшийся для нас киевским путчем и крымским прорывом и завершившийся обвалом рубля, заложил такие мины в действующем миропорядке, которые практически исключают дальнейшее инерционное развитие. Ни одна из них не взорвалась ещё в этом завершившемся году по-настоящему. И очень высокая вероятность, что большинство из них не могут не взорваться в 15-м.

Для галочки: причины шокового обвала рубля (помимо банальных падения цен на нефть и санкций) — фундаментальное долгосрочное завышение курса за пределы конкурентоспособности национальной экономики в результате целенаправленной долгосрочной политики монетарных властей, что и явилось причиной начала экономического кризиса задолго до санкций и падения цен на нефть; проблемы с рефинансированием в результате санкций также связаны с долгосрочной политикой блокирования внутреннего кредита и полной привязкой финансовой системы к западным валютным источникам кредитования; суетливые и, мягко говоря, спорные действия ЦБ; и как естественное следствие — массированная атака спекулянтов и массовая паника населения. Это к тому, что при всей серьёзности и запущенности ситуации все эти факторы преодолимы. При наличии политической воли и здравого смысла.

С учётом судьбоносного значения цен на нефть для текущего состояния российской экономики и спекуляций на тему бесповоротного наступления «эры дешёвой нефти» мы публикуем текст: это, по сути, компиляция из двух выступлений главы «Роснефти» И.И. Сечина. Это абсолютно академичный анализ, суть которого в том, что при наличии определённых фундаментальных факторов основной причиной падения цен является манипулирование на рынке. Анализ показывает, что в мире нет стран-экспортёров и корпораций — производителей нефти, способных в среднесрочной перспективе поддерживать низкие цены на нефть. Как нет в перспективе и ресурсной базы, способной обеспечить мировую экономику этой дешёвой нефтью. Дешёвая нефть неизбежно замещается дорогой и очень дорогой. Смыслом манипулирования является не приход «дешёвой нефти», а борьба за передел будущей ресурсной базы. При этом стоит добавить, что американская администрация вовсю использует свой арсенал давления на Саудовскую Аравию, включая пресловутый ИГИЛ, для того чтобы принудить её к наращиванию инвестиций в добычу и демпингу на азиатских рынках.

Приносим извинения, что прогнозные тексты Александра Френкеля и Игоря Березина, опубликованные в номере , будучи подготовленными заранее, незадолго до его подписания по известным причинам успели потерять в актуальности некоторых исходных показателей. Но никак не потеряли актуальности с точки зрения общей логики прогноза.

Статьи Сергея Егишянца и Михаила Хазина показывают, что фундаментальный кризис глобальной экономики, вызванный падением спроса и невозможностью дальнейшей поддержки его путём денежной накачки, ни в коей мере не преодолён, если не считать таковым цирковые манипуляции с экономической статистикой. Кстати, это сводит на нет аргументы сторонников скорейшего разоружения перед вашингтонским обкомом в надежде, что вот тогда чудесно восстановившаяся мировая конъюнктура вытащит нас из кризиса.

* * *

Что касается главной мины, недоразорвавшейся в прошедшем году. Это наши вроде бы как уже выясненные отношения с Западом. А точнее, с глобальным регулятором — США. Отношения эти вроде бы как окончательно выяснены. Вот это «вроде бы как» и вносит значительную дозу неопределённости и хаоса в процесс принятия решений по всем существенным направлениям. Есть два императива, из которых должна исходить российская политика в отношении наших бледнолицых братьев.

Первое. Санкции введены навсегда. Во всяком случае, в представлении действующей администрации США и подавляющей части американского истеблишмента.

Второе. Принято решение нас душить. До смертельного исхода. Но душить медленно — это принципиально важно, — чтобы мы по ходу не брыкались. Чтобы, когда мы сообразим, что это действительно смертный приговор, брыкаться было уже поздно. Поскольку ущерб от нашего брыкания даже в локальных формах представляется неприемлемым для организаторов удушения. В этом и суть войны нового поколения, направленной на удушение неконтактными средствами. С помощью инструментов, находящихся в распоряжении глобального регулятора.

Для этого удушение должно сопровождаться намёками на возможность ослабить удавку в случае правильного поведения и даже, возможно, периодическими, лёгкими её ослаблениями, что должно подкреплять позиции пятой и ещё более шестой (встроенной в действующую систему власти) колонны. Мол, смотрите, если не брыкаться, то ведь и подышать дают. На самом деле эти императивы диктуют для России в первую очередь актуализацию доктрины взаимного гарантированного ядерного уничтожения как действующей политики, являющейся единственным, по сути, шансом на мирное существование и возможное восстановление нормального сотрудничества в будущем. Предоставляя России выбор между смертью и ничьей, Запад должен осознать, что делает суицидальный выбор. Для чего полезно исключить в его политическом сознании возможность предполагать, что Россия между ничьей и смертью выберет смерть.

* * *

Очевидно, в этом контексте следует рассматривать статью известного военного аналитика Михаила Барабанова «Принуждение к миру-2». Статья, казалось бы, крайне алармистская. Автор считает, что отказ от открытого применения силы против киевской хунты, начавшей гражданскую войну в Донбассе, был ошибочным. Действительно, в апреле, сразу после объявления пресловутой «АТО», Россия имела все формальные и практические основания для такого вмешательства. Президент имел законное право применения силы на Украине, которое исходило из нашего понимания незаконности государственного переворота 21 февраля и сформированного на его основании неонацистского режима. Дееспособные государство и армия на Украине на тот момент отсутствовали полностью. А право (и даже обязанность) защитить от расправы, в том числе с помощью тяжёлого вооружения, мирное население Юго-Востока у России присутствовало исторически, юридически и прецедентно. Казалось бы, тогда принуждение к миру не столько киевского режима, который рухнул бы немедленно, сколько его прямых кураторов, могло бы быть достигнуто минимальной ценой.

Читайте также:  Через сколько можно снять гипс при переломе руки

Однако все сильны задним умом. На тот момент решение действующей администрации превратить украинский кризис в инструмент принуждения России к капитуляции перед единоличным мировым хозяином было отнюдь не так очевидно. До сих пор часть этой администрации демонстрировала как раз волю к компромиссам, к свёртыванию тотального американского присутствия (что, кстати, демонстрировалось в отношении Грузии, Сирии и Ирана). И никаких оснований быть уверенными в том, что Обама окончательно слетел с катушек, на тот момент не было. А параметры такого компромисса Россия сформулировала ещё до перехода украинского кризиса в силовую фазу и продолжает формулировать сейчас. Это та самая нейтрализация и федерализация Украины при условии возвращения Крыма России. Это действительно очень серьёзный компромисс со стороны России. И это по-прежнему единственно возможная формула существования целостного украинского государства в нынешних границах под жёсткими международными гарантиями. Это могло бы стать основой новой европейской безопасности. Но, скорее всего, не станет. Поскольку Соединённые Штаты не заинтересованы ни в какой формуле реального восстановления мира на Юго-Востоке. Поскольку этот конфликт для них самоценен как инструмент вовлечения России в конфронтацию. В связи с чем надо признать, что позиция Михаила Барабанова как минимум имеет право на существование.

* * *

Что касается следствий указанных императивов для российской внутренней политики: «Следует признать, что общественный договор начала 2000-х своё историческое существование закончил. Придётся расформировать политэкономию либерализма, в том числе и для того, чтобы появилось пространство для экономического роста, но в первую очередь — чтобы покончить с наследием внешнего управления». Это цитата из статьи Тимофея Сергейцева «Что делать?». Мы ничего не добьёмся, не оторвавшись от внешнего управления в экономике, особенно в контексте того, что внешний управляющий принял решение нас придушить.

На сегодняшний день в российской экономике действуют два фундаментальных фактора, комплексно принуждающих нас к развитию, то есть к принудительному импортозамещению, — это девальвация рубля и адресные санкции в отношении наиболее ликвидных секторов нашей экономики. Правда, в отличие от 1998 года у нас нет в распоряжении незагруженных производственных мощностей, а для создания оных отсутствуют рыночные источники инвестиций и доступный кредит. В остальном для возобновления экономического роста необходимо только время, главное, чтобы за это время рубль неожиданно не укрепился и санкции не отменили.

Для начала пора бы покончить с абсурдным гайдаровско-кудринским наследием в экономической политике, прорвавшимся нарывом в последнем обвале рубля. Так называемое таргетирование инфляции путём сжатия денежной массы — это дегенеративная задача для финансового регулятора. Инфляция в России носит фундаментально немонетарный характер. Она определяется ростом издержек в неконкурентной экономике. Либералам, если бы таковые в России действительно водились, надобно было бы заняться формированием жёсткой внутренней конкуренции, которая является основным рыночным средством таргетирования инфляции. Российская экономика дико недомонетизированна, денежная масса в обращении составляет 46% от ВВП. В то время как в Китае, например, — 200%. При этом ставка Центробанка там — 3%, а коммерческий кредит — 4–5%. Проблема инфляции такого рода, как у нас, никогда не решается сжатием денежной массы. Таким образом решается лишь задача сжатия кредита и удушения экономики. А ЦБ лучше бы заняться рефинансированием банковской системы вместо выбывших из игры западных банков. Кстати, объём централизованного в виде резервов и «кубышек» вывоза капитала из России всегда был примерно равен объёму задолженности российских компаний западным банкам.

Казалось бы, политику антикризисного денежного смягчения практикуют все западные патроны и кумиры наших официальных либералов. Чего стоит просто копировать их опыт!? Не тут-то было. Ещё раз повторим: российский либерализм — это не идеология, не набор принципов политики, хотя бы экономической. Это сдача страны в распоряжение главного носителя либеральных идеалов. Это геополитическая ориентация. А возможно, и половая.

Источник

2015 год великого перелома

Михаил Леонтьев

Читайте также:  Как наложить гипс перелом пальца ноги

Вопросительный знак в названии номера — это скорее допущение: то, что 2015-й будет переломным во всех смыслах, практически неизбежно. 14-й, начавшийся для нас киевским путчем и крымским прорывом и завершившийся обвалом рубля, заложил такие мины в действующем миропорядке, которые практически исключают дальнейшее инерционное развитие. Ни одна из них не взорвалась ещё в этом завершившемся году по-настоящему. И очень высокая вероятность, что большинство из них не могут не взорваться в 15-м.

Для галочки: причины шокового обвала рубля (помимо банальных падения цен на нефть и санкций) — фундаментальное долгосрочное завышение курса за пределы конкурентоспособности национальной экономики в результате целенаправленной долгосрочной политики монетарных властей, что и явилось причиной начала экономического кризиса задолго до санкций и падения цен на нефть; проблемы с рефинансированием в результате санкций также связаны с долгосрочной политикой блокирования внутреннего кредита и полной привязкой финансовой системы к западным валютным источникам кредитования; суетливые и, мягко говоря, спорные действия ЦБ; и как естественное следствие — массированная атака спекулянтов и массовая паника населения. Это к тому, что при всей серьёзности и запущенности ситуации все эти факторы преодолимы. При наличии политической воли и здравого смысла.

С учётом судьбоносного значения цен на нефть для текущего состояния российской экономики и спекуляций на тему бесповоротного наступления «эры дешёвой нефти» мы публикуем текст: это, по сути, компиляция из двух выступлений главы «Роснефти» И.И. Сечина. Это абсолютно академичный анализ, суть которого в том, что при наличии определённых фундаментальных факторов основной причиной падения цен является манипулирование на рынке. Анализ показывает, что в мире нет стран-экспортёров и корпораций — производителей нефти, способных в среднесрочной перспективе поддерживать низкие цены на нефть. Как нет в перспективе и ресурсной базы, способной обеспечить мировую экономику этой дешёвой нефтью. Дешёвая нефть неизбежно замещается дорогой и очень дорогой. Смыслом манипулирования является не приход «дешёвой нефти», а борьба за передел будущей ресурсной базы. При этом стоит добавить, что американская администрация вовсю использует свой арсенал давления на Саудовскую Аравию, включая пресловутый ИГИЛ, для того чтобы принудить её к наращиванию инвестиций в добычу и демпингу на азиатских рынках.

Приносим извинения, что прогнозные тексты Александра Френкеля и Игоря Березина, опубликованные в номере , будучи подготовленными заранее, незадолго до его подписания по известным причинам успели потерять в актуальности некоторых исходных показателей. Но никак не потеряли актуальности с точки зрения общей логики прогноза.

Статьи Сергея Егишянца и Михаила Хазина показывают, что фундаментальный кризис глобальной экономики, вызванный падением спроса и невозможностью дальнейшей поддержки его путём денежной накачки, ни в коей мере не преодолён, если не считать таковым цирковые манипуляции с экономической статистикой. Кстати, это сводит на нет аргументы сторонников скорейшего разоружения перед вашингтонским обкомом в надежде, что вот тогда чудесно восстановившаяся мировая конъюнктура вытащит нас из кризиса.

Что касается главной мины, недоразорвавшейся в прошедшем году. Это наши вроде бы как уже выясненные отношения с Западом. А точнее, с глобальным регулятором — США. Отношения эти вроде бы как окончательно выяснены. Вот это «вроде бы как» и вносит значительную дозу неопределённости и хаоса в процесс принятия решений по всем существенным направлениям. Есть два императива, из которых должна исходить российская политика в отношении наших бледнолицых братьев.

Первое. Санкции введены навсегда. Во всяком случае, в представлении действующей администрации США и подавляющей части американского истеблишмента.

Второе. Принято решение нас душить. До смертельного исхода. Но душить медленно — это принципиально важно, — чтобы мы по ходу не брыкались. Чтобы, когда мы сообразим, что это действительно смертный приговор, брыкаться было уже поздно. Поскольку ущерб от нашего брыкания даже в локальных формах представляется неприемлемым для организаторов удушения. В этом и суть войны нового поколения, направленной на удушение неконтактными средствами. С помощью инструментов, находящихся в распоряжении глобального регулятора.

Для этого удушение должно сопровождаться намёками на возможность ослабить удавку в случае правильного поведения и даже, возможно, периодическими, лёгкими её ослаблениями, что должно подкреплять позиции пятой и ещё более шестой (встроенной в действующую систему власти) колонны. Мол, смотрите, если не брыкаться, то ведь и подышать дают. На самом деле эти императивы диктуют для России в первую очередь актуализацию доктрины взаимного гарантированного ядерного уничтожения как действующей политики, являющейся единственным, по сути, шансом на мирное существование и возможное восстановление нормального сотрудничества в будущем. Предоставляя России выбор между смертью и ничьей, Запад должен осознать, что делает суицидальный выбор. Для чего полезно исключить в его политическом сознании возможность предполагать, что Россия между ничьей и смертью выберет смерть.

* * *

Очевидно, в этом контексте следует рассматривать статью известного военного аналитика Михаила Барабанова «Принуждение к миру-2». Статья, казалось бы, крайне алармистская. Автор считает, что отказ от открытого применения силы против киевской хунты, начавшей гражданскую войну в Донбассе, был ошибочным. Действительно, в апреле, сразу после объявления пресловутой «АТО», Россия имела все формальные и практические основания для такого вмешательства. Президент имел законное право применения силы на Украине, которое исходило из нашего понимания незаконности государственного переворота 21 февраля и сформированного на его основании неонацистского режима. Дееспособные государство и армия на Украине на тот момент отсутствовали полностью. А право (и даже обязанность) защитить от расправы, в том числе с помощью тяжёлого вооружения, мирное население Юго-Востока у России присутствовало исторически, юридически и прецедентно. Казалось бы, тогда принуждение к миру не столько киевского режима, который рухнул бы немедленно, сколько его прямых кураторов, могло бы быть достигнуто минимальной ценой.

Читайте также:  Битвы относящиеся к коренному перелому

Однако все сильны задним умом. На тот момент решение действующей администрации превратить украинский кризис в инструмент принуждения России к капитуляции перед единоличным мировым хозяином было отнюдь не так очевидно. До сих пор часть этой администрации демонстрировала как раз волю к компромиссам, к свёртыванию тотального американского присутствия (что, кстати, демонстрировалось в отношении Грузии, Сирии и Ирана). И никаких оснований быть уверенными в том, что Обама окончательно слетел с катушек, на тот момент не было. А параметры такого компромисса Россия сформулировала ещё до перехода украинского кризиса в силовую фазу и продолжает формулировать сейчас. Это та самая нейтрализация и федерализация Украины при условии возвращения Крыма России. Это действительно очень серьёзный компромисс со стороны России. И это по-прежнему единственно возможная формула существования целостного украинского государства в нынешних границах под жёсткими международными гарантиями. Это могло бы стать основой новой европейской безопасности. Но, скорее всего, не станет. Поскольку Соединённые Штаты не заинтересованы ни в какой формуле реального восстановления мира на Юго-Востоке. Поскольку этот конфликт для них самоценен как инструмент вовлечения России в конфронтацию. В связи с чем надо признать, что позиция Михаила Барабанова как минимум имеет право на существование.

* * *

Что касается следствий указанных императивов для российской внутренней политики: «Следует признать, что общественный договор начала 2000-х своё историческое существование закончил. Придётся расформировать политэкономию либерализма, в том числе и для того, чтобы появилось пространство для экономического роста, но в первую очередь — чтобы покончить с наследием внешнего управления». Это цитата из статьи Тимофея Сергейцева «Что делать?». Мы ничего не добьёмся, не оторвавшись от внешнего управления в экономике, особенно в контексте того, что внешний управляющий принял решение нас придушить.

На сегодняшний день в российской экономике действуют два фундаментальных фактора, комплексно принуждающих нас к развитию, то есть к принудительному импортозамещению, — это девальвация рубля и адресные санкции в отношении наиболее ликвидных секторов нашей экономики. Правда, в отличие от 1998 года у нас нет в распоряжении незагруженных производственных мощностей, а для создания оных отсутствуют рыночные источники инвестиций и доступный кредит. В остальном для возобновления экономического роста необходимо только время, главное, чтобы за это время рубль неожиданно не укрепился и санкции не отменили.

Для начала пора бы покончить с абсурдным гайдаровско-кудринским наследием в экономической политике, прорвавшимся нарывом в последнем обвале рубля. Так называемое таргетирование инфляции путём сжатия денежной массы — это дегенеративная задача для финансового регулятора. Инфляция в России носит фундаментально немонетарный характер. Она определяется ростом издержек в неконкурентной экономике. Либералам, если бы таковые в России действительно водились, надобно было бы заняться формированием жёсткой внутренней конкуренции, которая является основным рыночным средством таргетирования инфляции. Российская экономика дико недомонетизированна, денежная масса в обращении составляет 46% от ВВП. В то время как в Китае, например, — 200%. При этом ставка Центробанка там — 3%, а коммерческий кредит — 4–5%. Проблема инфляции такого рода, как у нас, никогда не решается сжатием денежной массы. Таким образом решается лишь задача сжатия кредита и удушения экономики. А ЦБ лучше бы заняться рефинансированием банковской системы вместо выбывших из игры западных банков. Кстати, объём централизованного в виде резервов и «кубышек» вывоза капитала из России всегда был примерно равен объёму задолженности российских компаний западным банкам.

Казалось бы, политику антикризисного денежного смягчения практикуют все западные патроны и кумиры наших официальных либералов. Чего стоит просто копировать их опыт!? Не тут-то было. Ещё раз повторим: российский либерализм — это не идеология, не набор принципов политики, хотя бы экономической. Это сдача страны в распоряжение главного носителя либеральных идеалов. Это геополитическая ориентация. А возможно, и половая.

odnako.org

Источник