2 мировая война коренной перелом битвы

В российском сознании Вторая Мировая была выиграна благодаря 3 битвам: под Москвой, под Сталинградом и под Курском. И это – редкий случай! даже правда: три этих битвы действительно вошли в состав «коренного перелома». Однако в реальности Вторая Мировая гораздо более масштабна, и минимум втрое большее количество «переломных» битв ускользают из сферы нашего внимания.

В начале новой серии мы поговорим о первой фазе «коренного перелома»: битвах, в которых наступление Оси было остановлено Союзниками. В том числе и о контрнаступлении под Москвой (дойдем до него через одну заметку).

Когда начался коренной перелом в войне?

Как могли догадаться читатели заметки «Когда началась Вторая Мировая Война?», в реальной истории очень сложно датировать процессы. Легко сказать, «когда Гитлер ввел войска в Польшу», сложно – «когда Гитлер начал готовиться к войне с Польшей». Все зависит от выбранных нами определений. А вот у Коренного Перелома во Второй Мировой, вопреки этой закономерности, есть простая и четкая дата начала. Мы можем выбрать много критериев: первая неудачная стратегическая операция стран Оси; первый случай, когда вооруженные силы стран Оси были разгромлены; первый случай, когда страны Оси получили нерешенную в ходе войны стратегически значимую проблему и т.д. Все эти критерии приведут нас ровно к одной дате.

15 сентября 1940г. Битва за Англию (извините, англичане, привык к этому названию – у них принято «Битва за Британию»), генеральное сражение над Лондоном.

Кто вообще с кем сражался в Битве за Англию?

Поскольку события эти у нас совершенно не известны, опишем общий расклад. В 1940г. Британская Империя осталась практически один на один с Германией. Формально у нее все еще было немало союзников (вся Бельгийская и Голландская колониальные империи, например), но эти союзники лишились метрополий (европейских территорий) и не могли прямо сейчас выставить сколь-нибудь значимые силы (за исключением немногочисленных, но качественных польских вооруженных сил, успевших эвакуироваться). Собственные войска Британской Империи были рассредоточены по всему миру; отозвать их было невозможно – во-первых, долго везти, во-вторых, не на чем везти, в-третьих, они нужны были для сдерживания Японии и контроля над колониями.

У англичан был мощный флот – тоже рассредоточенный, но имеющиеся корабли были достаточно сильны, чтобы противостоять строящемуся немецкому флоту. Однако английская авиация была намного слабее немецкой: немногочисленная и намного менее опытная. Поэтому немцы, планируя вторжение на Британские острова, рассчитывали, что немецкая авиация сможет разбить британский флот. Однако для этого нужно было получить полное превосходство в воздухе, т.е. добить британскую авиацию. Одновременно немцы должны был собрать транспортные корабли со всех немецких рек в захваченные ими порты северной Франции. После этого требовалось высадиться на побережье и продолжать снабжать по морю высаженную армию. Задача непростая, но решаемая, учитывая катастрофическую слабость британской сухопутной армии. По сути, у англичан не было в 1940г. ни единого шанса отразить немецкий десант, если немцам удалось бы высадиться без больших потерь на море.

Немцев ограничивало только время: Ла-Манш – серьезная преграда, там непростая погода, и десант был возможен примерно до 20-х чисел сентября. Впрочем, немцы завершили кампанию против Франции уже 25 июня, а подготовку ко вторжению начали еще раньше. Поэтому активные боевые действия на британском ТВД (театре военных действий) начались уже 10 июля. У немцев и англичан был месяц на подготовку, и далее немцы должны были решить свою задачу за 2 месяца боев.

Изначально Третий Рейх имел что-то вроде 3000 боевых самолетов (не буду морочить голову читателям делением на истребители, тяжелые истребители, самолеты поля боя, тактические и стратегические бомбардировщики: оно здесь несущественно), подавляющее большинство – современных моделей. Экипажи этих самолетов имели за плечами многолетнюю довоенную подготовку и боевой опыт польской и французской кампаний. Это была самая мощная авиационная группа, которая когда-либо имелась у Германии. Англичане, напротив, имели меньше 1000 боевых самолетов, причем в большинстве старых моделей. Основной английский истребитель «Харрикейн» был настолько посредственен, что даже немецкие пикирующие бомбардировщики были для него сложной целью. Знаменитый впоследствии «Супермарин Спитфайр» выпускался малой серией и с кучей «детских болезней» и просчетов, которые были устранены только осенью 1940г. в версии mk.II. Опытных пилотов было только несколько сотен (здесь англичанам очень пригодились, например, польские и французские пилоты).

На всякий случай еще раз подчеркну. В воздушном бою важны боевые качества самолета, но еще важнее опыт и способности пилота. Из сотни пилотов-истребителей в годы Второй Мировой только десяток что-нибудь сбивают в своей жизни, и только один становится «асом», способным сбивать цели постоянно. (как следствие: сотня убитых вражеских пилотов-новичков не более важна, чем один убитый вражеский ас). В некоторых случаях отсутствие опыта может быть компенсировано выдающейся мотивацией и способностями… но и они не уберегут пилота от смертельной ошибки по неопытности. У пилотов других типов самолетов зависимость такая же, хоть и не столь очевидная. Поэтому «качественное» превосходство немецкой авиации было подавляющим.

Для сравнения: 22 июня 1941г. вся немецкая авиация на огромном Восточном Фронте насчитывала всего около 2000 слабо подготовленных экипажей боевых самолетов (да, в Википедии про это написана ахинея, полученная методом скрещивания транспортных и разведывательных самолетов с авиацией в Норвегии). (Впрочем, в английской Википедии в статье про Битву за Британию тоже смешано все в кучу.) У СССР было больше 6000 экипажей. И да, к концу этой заметки вы поймете, куда так растратилась немецкая авиация к 1941г. (куда растратилась советская к 1942г. – разговор отдельный).

Короче говоря, на начало июля 1940г. все говорило о том, что британская авиация будет быстро разгромлена, и немцы начнут десант. У них был хорошо продуманный план: сначала разбомбить в потроха аэродромы (сбивая все, что пытается взлететь), затем – порты, затем – железнодорожные станции и т.п. Немцы действовали как всегда хорошо организованно, и снабжению авиационной группировки был отдан главный приоритет по сравнению со всеми другими ТВД.

Почему же Гитлер не взял Лондон? Что-то пошло не так?

«Никогда еще столь многие не были столь многим обязаны столь немногим»

[Never in the field of human conflict was so much owed by so many to so few]

(У. Черчилль, премьер-министр Великобритании)

Наверное, главная сильная сторона британского премьер-министра Уинстона Черчилля (а он – человек исключительно талантливый) – это умение определять приоритеты. После катастрофы во Франции Черчилль мгновенно понял, что главное, от чего зависит выживание страны – это авиация. И предпринял невероятные усилия по ее укреплению. Впервые в истории была организована система противовоздушной обороны. Наблюдательные пункты, диспетчерские центры, дежурящие в воздухе и на земле эскадрильи… невероятно сложная организационно система по защите огромных территорий от немецкого удара. Ведь немцы могли не только использовать свое трехкратное превосходство в численности, но и многократно усиливать его, концентрируя самолеты против одной цели, в то время как англичанам приходилось рассредоточиваться для защиты множества.

Черчилль назначил лорда Бивенбрука министром авиационной промышленности, и тому удалось резко ускорить процесс выпуска новых самолетов (в том числе и современных Спитфайров). Но, конечно, самолеты – это расходный материал, гораздо важнее опытные пилоты – и была создана очень эффективная (хотя и жестокая) система подготовки пилотов. Пилотов-ветеранов регулярно отправляли в отпуск (что само по себе очень важно), но отпуск они должны были проводить, тренируя новичков.

Лорд Бивенбрук – организатор британской авиационной промышленности в Битве за Англию (source: Wiki)

Самое главное преимущество англичан состояло в том, что бои проходили в основном над их территорией. Сбитых английских пилотов спасали и возвращали в строй, а немцы погибали или попадали в плен. Несмотря на это, немцы добились серьезных успехов: к сентябрю им почти удалось подавить английские аэродромы. Времени оставалось критически мало, а численность английской авиации немцы сильно недооценивали. Они не учитывали, что в их донесениях о сбитых английских самолетах есть (стандартное для войны) трехкратное завышение потерь противника. Поэтому немецкое командование решилось на генеральное сражение: выманить всю английскую авиацию, какая оставалась, в небо и разбить ее в один день.

Читайте также:  Гимнастика для грудного отдела позвоночника после перелома

15 сентября. Как заставить англичан бросить все (по мнению немцев, крайне малочисленные) истребительные в бой? Атаковать цель, которую бы англичане были вынуждены защищать всеми силами. Поэтому 15 сентября немцы впервые подвергли ковровой (т.е. невыборочной, по всей территории) бомбардировке Лондон. В результате развернувшегося генерального сражения немцы за один день потеряли 60 самолетов с экипажами – огромные потери для одной авиационной операции. Англичане – менее 30, причем многие самолеты можно было отремонтировать и большинство экипажей спаслись. Через два дня после этого Гитлер отменил вторжение на Британские острова и сменил тактику воздушной войны (теперь немцы проводили ночные бомбежки английских городов, надеясь подорвать готовность англичан воевать). Активные воздушные действия продолжались еще до конца октября, однако стало ясно главное: немцы не успели справиться со своей задачей, и до лета 1941г. их десанта можно было не ждать. А к тому времени британская авиация должна была полностью окрепнуть и отразить любое вторжение.

Британский военный плакат с цитатой из речи Черчилля по случаю победы в четырехмесячной воздушной битве (source: Wiki)

Разумеется, британская авиация вела не только оборонительные бои. До сентября 1940г. она бомбила порты северной Франции, сорвав развертывание там транспортного флота немцев. А после того, как немцы атаковали британские города – начала бомбить Берлин и другие немецкие объекты.

К чему привела победа Союзников в Битве за Англию?

По итогам Битвы за Англию немецкие потери составили порядка 1400 боевых самолетов с экипажами. Англичане – вдвое меньше самолетов и втрое меньше пилотов. Если добавить к этому потери до конца 1940г., то они достигли 3500 пилотов. Такое «кровопускание» оказалось для немецкой авиации фатальным. Конечно, погибали не только ветераны, но и новоприбывшие неопытные пилоты, но можно сказать, что немецкая авиация потеряла практически всех пилотов с боевым опытом и качественной довоенной подготовкой. Этот успех был достигнут англичанами за счет невероятно высокого боевого духа и более быстрого развития тактики, особенно в части применения современных технических средств (радаров и другой электроники) и стратегии – маневрирования крупными авиационными соединениями.

После этого разгрома не было ни одной операции, в которой немецкая авиация показала бы себя хорошо. У нас есть много мифов о «всемогущей немецкой авиации», которые заслуживают отдельного разбора – но все это мифы.

Итак, военно-стратегическим результатом Битвы за Англию был разгром немецкой авиации, а политическим – распад соглашения между Гитлером и Сталиным. Не сумев высадиться на Британские острова, Гитлер понял, что его огромную армию некуда девать, кроме как на восток. В свою очередь, Сталин понял, что немцы не так сильны, как казалось, а Британская Империя достаточно прочна – и отклонил предложение Гитлера совместно разделить ее.

Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в твиттере: @warisnotagame

Источник

5 переломных сражений второй мировой

войны

благодаря которым советский союз и его союзники

одержали великую безоговорочную победу

Марш красной армии

1. Одним из первых переломных сражений

являлась битва за Москву

ставшая единственным крупным сражением

второй мировой войны которые было

проиграно вермахтом, при его общем

численном превосходстве над противником

в общей сложности в нем участвовало

более 7 миллионов человек, в декабре 1941

года старший Конюх села Лишняги повторил

подвиг Ивана Сусанина заведя немецкую

колонну из 40 машин в глубокие овраги, в

результате контрнаступления под Москвой

и общего наступления немецкие части были

отброшены на 250 километров, полностью

были освобождены Тульская и Рязанская и

Московская области

многие районы Калининской Смоленской и

Орловской областей

генерал Гюнтер Блюмин предписал: “теперь политическим руководителем

Германии важно было

понять что дни блицкрига

канули в прошлое,

нам противостояла армия по своим боевым

качествам намного превосходящее все

другие армии, с которыми нам когда-либо

приходилось встречаться на поле боя, но

следует сказать что и немецкая армия

продемонстрировал высокую моральную

стойкость, преодоление всех бедствий и

опасностей обрушившихся на неё.

Плакат

План битвы за Москву

2. Одним из коренных переломов стала

Сталинградская битва

советское командование ясно дало понять,

за волгой земли нет Сталинградская битва

была борьбой за выживание,

началось все с того что 23 августа 1942

года немецкая авиация начала

массированную бомбардировку города ходе

которой погибло около 40 тысяч человек

в Сталинграде красная армия проводила

активные действия психологического

давления на противника,

из громкоговорителей установленных на

передовой играла немецкая музыка, которая

прервала сообщениями о победах красной

армии на участках Сталинградского фронта,

самым эффективным средством

психологического прессинга был

монотонный стук метронома, который

прерывался через семь ударов

комментариям на немецком языке:

“Каждый семь секунд на фронте погибает

отдельный немецкий солдат”

23 ноября 1942 года войска юго-западного

и сталинградского фронтов

замкнули кольцо окружения в котором

оказалась почти 300 тысячная, вражеская

группировка в Сталинграде оказался в плену

маршал Паулс который в дани

сталинградского сражения стал

фельдмаршалом, который впоследствии стал

одним из союзников СССР в

пропагандистской войне, в первых числах

февраля 1943 года части и соединения 4

воздушного флота Люфтваффе

получили пароль “орлок” он означал что

шестой армии больше не существует а

Сталинградская битва закончилась

поражением Германии

Сталинградская битва

Карта Сталинградской битвы

3. Переход инициативы

красной армии начал происходить в битве

на Курской дуге после Сталинграда у

вермахта был еще один шанс изменить

ситуацию на восточном фронте в свою

пользу и Гитлер возлагал на операцию

“Цитадель” большие надежды и заявил что

победа над курском должна послужить

факелом для всего мира,

красная армия считала своим долгом

доказать что победы могут удерживаться

не только во время зимних холодов, в

результате в рекордные сроки за 32 дня

была построена железная дорога

соединявшая Ржава и старый Оскол

на ее строительстве днем и ночью

работали тысячи людей, битва под Прохоровкой

стало переломным этапом курской

битвы, крупнейшее танковое сражение в

истории

являлась самым настоящим адом, командир

танковой бригады Григорий Пинетку

получивший герой советского союза

вспоминает “мы потеряли ощущение времени

не чувствовали ни жажды не зная ни даже

ударов тесной кабинке танка одна мысль

одно стремление пока жив бей врага наши

танкисты выбравшись из своих разбитых

машин искали на поле вражеские экипажи

тоже оставшиеся без техники и били их из

пистолетов схватывались в рукопашную”

после победы в этой битве красная армия

двинулась в наступление начали

освобождения Орла, Белгорода, и Харькова

Курская Битва

Карта Курской битвы

4. С самого начала войны немецкое

командование хотело захватить контроль

над нефтяными месторождениями битва за

Кавказ стало одним из самых масштабных

воздушных сражений второй мировой,

впервые советские летчики навязали

немецкой авиации свою волю, и активно

мешали, и противодействовали выполнению

немцами своих боевых задач, всего за

время сражения в небе Кубани

советская авиация произвела около 35

тысяч вылетов,

9 сентября 1943 года началась последняя

операция битвы за Кавказ

в течение месяца немецкие войска на

Таманском полуострове были разбиты, в

результате наступления были освобождены

города Новороссийска и Анапа, созданы

предпосылки для проведения десантной

операции в Крым, в честь освобождения

таманского полуострова 9 декабря 1943

года в Москве был дан салют 20 залпами

из 224 орудий

Битва за Кавказ

Карта битвы за Кавказ

5. Битва в Арденнах была

последней попыткой третьего рейха

переломить ситуацию

операция началась 16 декабря 1944 года

спустя 10 дней немцы продвинулись на 90

километров в глубь обороны, однако немцы

не догадывались что оборона ослаблена

преднамеренно, чтобы когда они прорвутся

окружить, и ударить с флангов, немцы тоже

пошли на хитрость, всех знающих

английский язык переодели в американскую

форму и под руководством Отто Скорцени

Читайте также:  Как избавится от костной мозоли после перелома

создали из них штурмовые отряды, для того

чтобы они сеяли панику в американском

тылу,

часть пантер было замаскировано под

американские танки, с началом наступления

фальш пантеры рванулись в тыл американских

войск, но задумка не увенчалась успехом

диверсанты были раскрыты, а их машины

сожгли из базук, 29 января

союзники завершили операцию и начали

вторжение в Германию, Вермахт потерял в

боях более трети своей бронетехники, и

практически все самолеты, в том числе и

реактивные, участвующие в операции

израсходовав топливо и боеприпасы

единственная выгода для Германии от

Ордынской операции была в том что оно

задержало наступление союзников на рейне

на 6 недель его пришлось перенести на 29

января 1945.итва в Арденнах

Карта битвы в Арденнах

именно эти сражения стали переломными

моментами всей великой отечественной

войны и второй мировой в целом

кто знает как сложилась бы судьба

советского союза и всего мира

если бы красная армия допустила ошибки в

этих сражениях

Источник

В сегодняшней специальной заметке мы разберем сразу несколько практически неизвестных в России битв Британской Империи во время Второй Мировой Войны, которые становятся переходом от побед Оси к победам Союзников. Эти битвы были большими и тяжелыми, но рассказать про них можно очень коротко, поэтому они объединены в одну историю.

Британская Империя раскинулась на множество территорий по всему миру, зачастую удаленных и сложно снабжаемых. Поэтому первые победы, одержанные Союзом, были достигнуты на «второстепенных» ТВД (театрах военных действий). Однако последствия у них были достаточно большие.

В 1940г. Британская Империя осталась единственной крупной страной (не считая раздробленного Китая), ведущей войну против государств Оси. В этот критический момент ее главной проблемой (ну, помимо защиты от немецкого вторжения в Англию) было сохранение политического единства Империи. Вопреки карикатурным мифам из советских учебников, очень редко бывало так, чтобы англичане устанавливали в своих зависимых территориях жесткую подконтрольную им администрацию. В большинстве случаев управлением занимались местные элиты, правительства которых опирались в первую очередь на местные армии. Немногочисленные английские гарнизоны охраняли порты, торговые пути и т.п. Поэтому главную опасность для англичан составляли не какие-то мифические «народные восстания», а бунты бесчисленных князьков и королей в колониях. Ведь безотносительно отношения населения колоний к Империи элиты всегда ухватятся за возможность увеличить свою власть в трудную для огромной Империи минуту.

Эфиопия

Первое стратегическое поражение стран Оси – это разгром итальянских войск в Эфиопии. Эта колония была не так давно завоевана Италией, однако с началом войны оказалась отрезана от снабжения английским флотом. Войска из соседних английских колоний достаточно быстро взяли побережье Эфиопии под контроль и к концу 1940г., полностью разгромили противника. В 1941г. английские войска закончили зачистку всех территорий Африканского рога от организованных итальянских войск, хотя некоторые остатки разбитых частей перешли к партизанской тактике и до самой капитуляции Италии беспокоили англичан отдельными вылазками.

Номинально у итальянцев была огромная 300-тысячная группировка, в то время как англичане могли с трудом набрать 70 тысяч бойцов. Однако проблемы снабжения полностью сводили на нет численное превосходство итальянцев. К тому же только треть их армии составляли регулярные части, в то время как остальные – колониальные войска из местных племен, плохо обученные и нелояльные. Конечно, англичане тоже использовали дивизии из Южно-Африканской Республики, Индии и т.п., но это были достаточно хорошо подготовленные войска. Поэтому победа англичан была вопросом аккуратного следования плану.

Более того, само выделение 5 регулярных дивизий Британской Империи на операции против изолированной и обреченной на капитуляцию итальянской группировки вызывает острую критику военных специалистов. Итальянцев можно было блокировать гораздо меньшими силами. В том же 1940г. 2-3 дивизий не хватило англичанам для того, чтобы выиграть Средиземноморскую кампанию: часть сил из Ливии пришлось отправить на Балканы, и вызванная этим задержка помешала сбросить итальянцев в море. За это время в Северную Африку прибыл Роммель, и война на этом ТВД затянулась на годы.

С другой стороны, если бы англичане сосредоточились на Ливии, а не Эфиопии, то корпус Роммеля (а затем и его армия, а затем и армия Арнима) оказались бы на Восточном Фронте – и могли бы стать решающим резервом, которого немцам не хватило под Москвой. С третьей стороны, англичане наверняка отправили бы высвободившиеся в Северной Африке дивизии на какой-нибудь другой фронт: на Балканы или, например, в Норвегию. Что позволило бы Финляндии прекратить войну с СССР и привело бы к снятию блокады с Ленинграда… как видите, длинная цепочка альтернатив, на старте которой – решение о каких-то трех дивизиях в Африке. (Впрочем, напомню, что снабжение этих дивизий обходилось очень дорого)

Так все-таки, почему Черчилль предпочел отправить войска в Эфиопию? Ответ очень простой: ему нужна была быстрая победа для политической стабилизации Империи. Нужно было показать правительствам всех колоний, что англичане по-прежнему сильнее всех в колониальных войнах, и бунтовать против них опасно. Нужно было показать доминионам (особенно Южной Африке), что Британская Империя успешно воюет и правильнее отправлять войска доминионов на разные ТВД Империи, а не держать их в каждом доминионе для обороны. Все это было успешно достигнуто операцией в Эфиопии – поэтому, при всей спорности ее военного значения, она стала важной политической победой. Похоже на последствия Зимнего контрнаступления РККА 1941-1942гг., не правда ли?

Крит и Сирия

После того, как итальянские войска в Эфиопии были разгромлены, опасность прямого бунта в британских колониях миновала. Правительства затаились и ждали момента, когда туда выйдут немецкие или японские войска. Роммель был очень близок к этому летом 1942г., но задолго до этого летом 1941г. немцы попытались реализовать беспрецедентно наглый план.

После победы на Балканах немецкие войска с моря и воздуха вторглись на Крит, который защищала крупная, но плохо организованная группировка англо-греческих войск (еще не оправившаяся после эвакуации с Балкан). До 60000 человек, но половина – неорганизованные или небоеспособные. Немцы, естественно, пользовались тем преимуществом, что именно они выбирали место удара, в то время как английские войска были разбросаны по острову. Поэтому немецкая группировка, насчитывавшая меньше 30 тыс. человек, имела явное количественное и качественное преимущество в бою.

Нет смысла пересказывать ход боев, исход которых много раз висел на волоске. Главное – высадившись 20 мая 1941г., за две недели немцы захватили остров. Потеряв четверть группировки вторжения. Главный вклад в этот результат внесла немецкая авиация: англичане еще не успели развернуть на Средиземном море достаточные воздушные силы (ведь их нужно было перебрасывать вокруг всей Африки на авианосцах).

Однако, несмотря на превосходство немцев в воздухе, английский флот действовал удачно: потопил часть морских транспортов противника и вывез 2/3 англо-греческих войск (в том числе и наиболее боеспособные части). Конечно, Союзники все равно потеряли больше 20 тысяч человек – но это были потери в и без того разбитых войсках.

Гитлер был в ярости. И дело не в том, что войска Союзников в основном отступили. Гораздо важнее, что после этой операции немецкие парашютно-десантные войска были разбиты и потеряли всякую боеспособность. А они были очень нужны.

Дело в том, что Крит Гитлер рассматривал как «перевалочную базу» на пути в Сирию (колония Франции), Ирак (колония Британской Империи) и далее Иран. Правительства этих стран были готовы поддержать Ось при условии поступления немецкой помощи. Сирия и Ирак даже успели выступить, но все, что Гитлеру оставалось прислать – это авиацию.

Англичан, конечно, этот мятеж застал в самый неподходящий момент: в марте Роммель начал наступление в Северной Африке (в Ливии), а английские войска серьезно пострадали на Балканах и Крите. Поэтому как нельзя кстати пришла помощь первых 5-6 бригад Свободной Франции под руководством генерала де Голля, не признавшего капитуляцию Франции и начавшего объединять французское Сопротивление.

Совместными усилиями французских и английских войск пронемецкий мятеж в Сирии и Ираке был подавлен в мае-июле 1941г., немногочисленные немецкие подкрепления уничтожены. Эта победа стала возможной только потому, что воздушно-десантные войска немцев были разбиты при штурме Крита и не могли участвовать в операции. Первая попытка Гитлера получить в свои руки ближневосточную нефть провалилась. А вторую остановил Бир-Хакейм.

Британские колониальные войска в Пальмире. Она известна не только боями во время Гражданской войны в Сирии в последние годы, но и боями во Вторую Мировую. (Source: Wiki)

Читайте также:  Отрывной перелом правой подвздошной кости

Мальта

В течение 1940-1943гг. продолжалась Битва за Средиземное море: морская кампания, в которой английский флот противостоял итальянскому, а потом и немецкому. Эта борьба заслуживает отдельного рассказа, а сейчас мы ограничимся той ее стороной, которая имела прямое отношение к колониальным кампаниям Британской Империи.

Дело в том, что у англичан имелись две стратегические военные базы в Средиземном Море: Гибралтар (крохотный полуостров на юге Испании) и Мальта (небольшой остров на полпути между Тунисом и Италией). Мальта имела огромное стратегическое значение: с нее англичане сильно затрудняли снабжение войск Оси на Североафриканском ТВД. Действия английских кораблей и авиации настолько взбесили Гитлера, что он фактически повторил здесь в миниатюре «Битву за Британию». Мальту следовало полностью блокировать, разгромить английскую авиацию, уничтожать английские конвои, а потом захватить штурмом.

Для этих целей страны Оси сосредоточили против Мальты огромную группировку авиации (от 600 до 1000 самолетов одномоментно). Воздушная группировка Мальты насчитывала изначально около 30 устаревших истребителей. И при таком соотношении сил авиация Мальты выдержала осаду, немцам не удалось подавить мальтийские аэродромы. Разумеется, для этого англичанам постоянно приходилось перебрасывать на Мальту новые истребители, а равно и проводить корабли со снабжением. И если истребители иногда можно было запустить в сторону Мальты на полпути между Гибралтаром и Мальтой, то транспортным конвоям приходилось прорываться с боем.

В самый тяжелый момент кампании (в мае 1942г.) англичанам удалось перебросить на Мальту около 60 современный истребителей, и в целом численность английской группировки поддерживать на уровне от 60 до 120 истребителей. Имея 10-кратное превосходство в силах, полностью деградировавшая немецкая авиация так и не смогла ничего сделать. Конечно, при такой численности авиации немцы могли бы попытаться высадить на Мальту десант; но Гитлер после Крита боялся десантных операций, и после нескольких переносов высадка так и не состоялась.

Канадский пилот-истребитель Джордж Фредерик Бёрлинг. Сбил в боях над Мальтой больше 20 самолетов стран Оси за 14 дней – в два с лишним раза больше, чем за всю остальную свою карьеру пилота. Сбить столько немецких и итальянских самолетов на Мальте было не сложно: их там было немерянно. А вот ВЫЖИТЬ в этих боях – нужно было очень сильно постараться. (в том числе, бросать строй и действовать на свое усмотрение, нарушая дисциплину)

Однако прорыв морской блокады потребовал от англичан чрезвычайных усилий. Когда припасы на Мальте практически закончились, Черчилль отправил туда сразу два конвоя (из Египта и из Англии). В их состав включили линкор (довоенной постройки), 2 эскортных (т.е. малых, примерно 1/3 от обычной группы самолетов) авианосца, 12 легких крейсеров, больше 40 эсминцев и другие боевые корабли. Прикрывавшие 17 транспортов с грузами. В результате двух серий сражений «западный» конвой смог прорваться к Мальте. Англичане потеряли несколько крейсеров и эсминцев.

В августе англичане снова отправили тяжелый конвой: 3 авианосца и 1 эскортный авианосец, 2 линкора, 7 легких крейсеров, больше 30 эсминцев и другие корабли. (Для масштаба: такая группировка превосходит по силам весь флот СССР вместе взятый) Операция «Пьедестал» увенчалась успехом: грузы были доставлены и Мальта спасена. Ценой потери 1 легкого авианосца, 2 легких крейсеров, 1 эсминца и 9 из 14 транспортов. В обеих операциях немецко-итальянские потери ограничивались несколькими крейсерами/эсминцами и несколькими десятками сбитых самолетов.

HMS Eagle (“Орел”) – британский эскортный авианосец (до 16 самолетов в боевом режиме или до 35 в транспортировочном), “ветеран” мальтийских конвоев. Изначально это линкор, построенный в Чили. Англичане его выкупили, снесли орудия и переделали под запуск самолетов. Это не делало его “удачным” авианосцем, но кораблей этого класса остро не хватало. Eagle выполнил с десяток рейсов по переброске самолетов и конвоированию, прежде чем был потоплен немецкой подлодкой во время знаменитой операции “Пьедестал” в августе 1942г.

Да, удержание Мальты было настолько важной задачей, что англичане были готовы терять сколько угодно транспортов, крейсеров, авианосцев, если конвой достигал цели. По сравнению с «мальтийскими» конвоями даже знаменитые «арктические» (перевозки грузов в СССР через Арктику) выглядят как туристическая прогулка.

Мальта продержалась достаточно долго, чтобы ограничить снабжение Роммеля в Северной Африке и не дать ему собрать силы, достаточные для прорыва под Эль-Аламейном. Немцы так и не взяли ее к тому моменту, когда крупнейшая и важнейшая операция Второй Мировой полностью перевернула баланс сил и позволила Союзникам перехватить инициативу в Северной Африке.

Бирма

Японское наступление в Индию было единственной из всех операций Оси в 1942г., которая сама по себе без взаимосвязи с картиной всей войны могла сыграть решающую роль. Прорвись японца в Индию, они имели бы все шансы сформировать там любой численности армию. Хоть миллион, хоть три, хоть десять – сколько смогли бы снабжать. Желающих воевать против Союзников врагов Британской Империи там было неограниченно много.

К счастью, японская армия была не самым грозным противником. После первых позорных поражений (вроде падения Сингапура) англичане постепенно научились действовать в джунглях, прикрывая тылы, создавая надежные линии снабжения и т.п. В результате на подходе к Индии японское наступление было остановлено к апрелю 1942г. Правда, не раньше, чем перерезали пути поставок оружия Китаю, что сильно осложнило стратегическое положение Союзников. Главным достижением стало то, что английские войска чудом успели вырваться из Бирмы в Индию, не повторив судьбу многих других дивизий, разгромленных ранее таким образом в Индокитае.

Арчибальд Уэйвелл, британский генерал. Разгромил итальянские войска в Северной Африке, но не очень успешно действовал там против Роммеля. Был переброшен в Сирию и Ирак, а после завершения этой кампании – на Тихоокеанский фронт, командовать войной против Японии. Сумел решительными мерами предотвратить разгром в Бирме и вывести из окружения свои дивизии, организовав оборону Индии. За эти и предшествующие успехи получил чин фельдмаршала. В 1943г. снова был “повышен”: стал вице-королем Индии. И да, это совсем не случайно и вовсе не отставка: именно такой человек с репутацией мастера колониальной войны и нужен был, чтобы держать Индию под контролем.

В дальнейшем кампания в Бирме проходила очень тяжело, со встречными боями, и только в 1944г. англичанам удалось добиться значимого продвижения вперед, обратно в Бирму. Но в 1942г. важно было только то, что Индию удалось сохранить за Британской Империей. (Как видно, и у этой кампании тоже много общего с действиями РККА зимой-весной 1941-1942г.)

22 июня, катастрофа первого полугодия войны, контрнаступление под Москвой и разгром южного ТВД РККА – настолько масштабные события, что они как бы «застилают» у нас в памяти все остальное, что происходило в 1941-1942гг. на других фронтах. Поэтому россиянам часто кажется, что Объединенные Нации начали воевать только в 1943г., а до этого «непонятно где ошивались». Рассказ о том, что на других фронтах происходило за эти полтора года, потребовал бы десятков заметок, поэтому мы ограничились только тем, что обрисовали те точки перелома, где наступление сил Оси остановилось на всех остальных фронтах. До Победы было еще далеко – но теперь вы знаете, как близко во множестве мест были к победе немцы, итальянцы и японцы. За скобками пока что остались и бои на море: о них будет следующая заметка.

Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к этой заметке или в твиттере: @warisnotagame

Источник